«Никакой инициативой он в банке не владел»: что известно о новом фигуранте дела Майкла Калви
В деле Baring Vostok появился новый фигурант — бывший сотрудник банка «Восточный» Александр Цакунов. Чем он занимался в банке и что о нем говорят его знакомые.
Утром 19 декабря силовики пришли с обыском в квартиру Александра Цакунова. РБК, который первым со сообщил об этом, со ссылкой на источники уточнял, что Цакунова допрашивают в качестве свидетеля по делу о хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный». Позднее стало известно, что Цакунов задержан. Суд по мере пресечения состоится 20 декабря. Представляет интересы Цакунова Ольга Козырева из адвокатского бюро «Аснис и партнеры». Связаться с ней на момент публикации не удалось.
Александр Цакунов сейчас занимает должность директора Центра стратегического управления портфелем бизнес-активов и инвестиций группы банка «Открытия». В «Открытии» он занимался дочерними обществами — активами, доставшимися «Открытию» в процессе санации, сказал Forbes один из его коллег. Это направление курирует зампред правления «Открытия» Дмитрий Левин, с которым Цакунов работал еще в «Восточном».
На странице Цакунова в Facebook сказано, что до «Открытия» он работал в банке «Восточный экспресс» (название «Восточного» до осени 2014 года), Deloitte и Росбанке.
В «Восточном» Цакунов работал в казначействе, занимал должность директора дирекции корпоративных финансов банка. Казначейство в банке размещает ценные бумаги и свободную ликвидность, торгует валютой и бумагами. Цакунов занимался работой с инвесторами и рейтинговыми агентствами, привлекал финансирование, курировал работу с рынками капитала, сказал Forbes один из его знакомых. Его хорошо знали коллеги. Он много что оформлял в банке, но мало что решал, сказал собеседник, близкий к Baring Vostok. «Он был исполнителем, никакой инициативой в банке не владел. Рядовой сотрудник, который вырос до казначея», — говорит еще один его знакомый.
«Я его знаю, как тихого и скромного парня без заскоков, сидел он в «Восточном» скорее по инерции, на рынке бы его точно взяли», — говорит другой его знакомый.
Цакунов стал седьмым фигурантом дела Baring Vostok. В феврале 2019 года по этому делу были арестованы шесть человек, включая основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви, партнеры фонда Ваган Абгарян, Филипп Дельпаль, директор по инвестициям Иван Зюзин, а также бывший предправления банка «Восточный» Алексей Кордичев и генеральный директор «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максим Владимиров. Сначала всех отправили в СИЗО, затем Кордичева, Калви и Дельпаля перевели под домашний арест.
Дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере в составе преступной группы) возбуждено после заявления в ФСБ миноритарного акционера «Восточного» Шерзода Юсупова. Он утверждал, что его ввели в заблуждение по сделке по отступному соглашению по кредиту на 2,5 млрд рублей между банком и ПКБ. По этой сделке вместо денег банк получил 59,9% акций люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG). По версии следствия, стоимость этого пакета составляла 600 000 рублей. Майкл Калви на суде указывал, что реальная стоимость кредита составляла 3 млрд рублей, что полностью покрывало стоимость кредита. Юсупов голосовал за эту сделку. Юсупов утверждал, что стоимость пакета была низкой из-за того, что по классу акций IFTG, которые были переданы банку, действовали ограничения в уставе.
Baring Vostok считает это дело следствием корпоративного конфликта в банке «Восточный» между фондом и вторым по величине акционером — компанией «Финвижн» Артема Аветисяна.
Аветисян стал акционером банка после объединения «Восточного» с банком «Юниаструм». Он получил 32% в банке и опцион на 9,99%. Когда пришло время исполнить опцион, компания Evison Holdings Limited (через нее Baring контролировал «Восточный») отказалась это делать, сославшись на то, что другая сторона вывела перед объединением двух банков активы из «Юниаструма».
В этом году по решению суда Evison все же исполнил опцион. Теперь Артем Аветисян вместе с двумя другими акционерами банка — Шерзодом Юсуповым и Юрием Даниловым — получили контроль в банке.
Яна МИЛЮКОВА, Forbes Staff, Елена ТОФАНЮК, Forbes Staff