​Апрельские кризисы: покупка Сбербанка ненадолго сделала бюджет профицитным

Первые четыре месяца 2020 года завершились для бюджета с профицитом в 100 млрд рублей, следует из оперативных данных Минфина. В казну в общей сложности поступило 7 трлн. Однако более 1 трлн она получила в результате сделки по Сбербанку. За вычетом этих средств в прошлом месяце доходы рухнули на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — с 1,8 трлн до 1,3 трлн рублей. Сильнее всего просели поступления от добычи природных ресурсов и таможенные пошлины: объем этих доходов сократился вдвое. Ускоренными темпами растут и расходы: на социальную политику государство потратило почти в два раза больше, чем год назад.

Черный месяц для нефти

За январь–апрель 2020 года бюджет получил 7 трлн рублей доходов, зафиксировано в оперативных данных Минфина. Несмотря на кризисную ситуацию, казна закончила период даже с небольшим профицитом: поступления превысили расходы более чем на 100 млрд рублей. Однако значительную часть средств — более 1 трлн — бюджет заработал в результате сделки по покупке Сбербанка правительством за счет денег ФНБ. Средства были перечислены в казну 23 апреля, писали ранее «Известия».

За вычетом этой разовой и нетипичной для казны операции ситуация в госфинансах выглядит менее радужно. Сумма традиционных доходов за первые четыре месяца (6 трлн рублей) уменьшилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

Гораздо более драматично выглядит падение поступлений казны в апреле. Без учета денег, полученных в результате сделки по Сбербанку, бюджет получил 1,3 трлн рублей. Это уже на 30% меньше, чем в том же месяце в 2019 году. Сильнее всего — почти на 50% — упали доходы от недропользования. От этого вида поступлений бюджет в апреле получил 300 млрд рублей против 573 млрд годом ранее.

Наполовину рухнули и поступления от таможенных пошлин, большую часть которых занимает плата за экспорт энергоресурсов. В казну поступило менее 100 млрд рублей в апреле 2020 года, годом ранее было более 200 млрд.

Российский бюджет сверстан исходя из цены нефти Urals в $42,4 за баррель. В апреле, по расчетам Минэкономразвития на основе данных агентства Argus, российское «черное золото» на европейском рынке в среднем стоило чуть выше $16 за баррель. В последней декаде месяца стоимость российской нефти на поставку в европейские порты опускалась до $8,5 за баррель.

Впрочем, частично от падения нефтяных цен бюджет страхует так называемый демпфирующий механизм. Его принцип таков: чем ниже цена на нефть, тем больше ставка акциза на продажу бензина внутри России и наоборот. Механизм создан, чтобы стабилизировать стоимость топлива для российских потребителей.

Запуск демпфера уже отразился на доходах бюджета. Так, поступления от акцизов в апреле достигли 113 млрд рублей, что более чем в три раза выше показателя за аналогичный период годом ранее.

Как ранее оценивал глава Минэнерго Александр Новак, российские нефтеперерабатывающие заводы перечислят в казну порядка 1 трлн рублей в год при цене нефти в $20 за баррель. Впрочем, не только нефтегазовые доходы отреагировали на ухудшение ситуации в экономике. На 50% упали поступления налога на прибыль — с 210 млрд рублей в апреле 2019-го до 112 млрд в том же месяце этого года.

Доходы от НДС практически не изменились. За товары, произведенные внутри страны, бюджет в апреле получил даже больше — 344 млрд рублей этого налога (годом ранее — 300 млрд). Однако следует заметить, что НДС перечисляется поквартально — то есть сейчас бизнес платит с выручки за первые три месяца. Поступления налога на добавленную стоимость за импортные товары уменьшились на 12% — с 241 до 212 млрд рублей.

Профицит бюджета, сложившийся благодаря продаже Сбербанка, продлится недолго, уверена руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Номинально, он может сохраниться до конца мая, но это скорее техническая особенность: расходы внутри года распределяются неравномерно, как правило, ближе к концу инвестиции ускоряются, полагает специалист.

Сейчас крайне трудно прогнозировать, какими будут доходы бюджета в дальнейшем, поскольку остается неясным, сколько компаний воспользовались отсрочками по выплате налогов, в каком объеме их спишут, как будет расширяться список пострадавших отраслей, добавила Александра Суслина. Поступления нормализуются не раньше следующего года.

Траты на пакеты

Расходы бюджета за первые четыре месяца составили 6,9 трлн рублей. Это более чем на 20% выше аналогичного уровня предыдущего года. Больше всего денег потрачено на социальную политику, национальную экономику и здравоохранение — 2,1 трлн, 540 и 470 млрд рублей соответственно.

В апреле из бюджета было выделено 2,2 трлн рублей. По сравнению с тем же месяцем 2019 года расходы выросли на треть. Больше всего ускорилось перечисление средств на социальную политику. На нее из казны было израсходовано более 700 млрд рублей, что в 1,7 раза выше аналогичного показателя годом ранее. Траты на здравоохранение выросли на 20% — до 80 млрд рублей.

По всей вероятности, расходы в ближайшее время продолжат расти ускоренными темпами, полагает ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Только очередной антикризисный пакет, объявленный президентом 11 мая, стоит около 900 млрд рублей и это, очевидно, не последние меры, уверена она. В то же время отказ от ранее запланированных расходов маловероятен, поскольку это обесценит эффект на экономику от дополнительной поддержки.

Глава Минфина до объявления новых мер поддержки оценивал дефицит бюджета в 4% ВВП.

Для того чтобы профинансировать траты, как писали ранее «Известия», правительство может пойти на заморозку бюджетного правила. Сейчас механизмов компенсации выпадающих ненефтегазовых доходов нет: из ФНБ можно покрывать лишь дефицит от продажи углеводородов. Тогда как прибыль от несырьевого сектора просела настолько сильно, что источников финансирования недополученных доходов может не хватить.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ