​Расчетный караул: доллар потерял четверть в торговле РФ и БРИКС

Доля доллара в расчетах России со странами БРИКС в прошлом году сократилась с 73% до 49%, подсчитали «Известия» по статистике ЦБ и ФТС. Американскую валюту вытеснил прежде всего евро: он занял 23% всей торговли РФ и объединения, прибавив 15 п.п. по сравнению с 2018-м. Однако значение рубля также серьезно усилилось: его доля в расчетах выросла с 8% до 14%. А торговля с Индией — вторым после Китая торговым партнером РФ в БРИКС — уже на 56% ведется в российской валюте. Эксперты полагают, что евро в скором времени может вытеснить доллар с позиции доминирующей расчетной единицы из-за его санкционной токсичности. У рубля, пока он находится в свободном плавании, перспектив стать заметной валютой в мировой торговле немного.

Лучше в евро

Торговля России со всем миром в 2019 году по-прежнему велась преимущественно в долларах: он занял 51% в общей сумме расчетов за товары и услуги, подсчитали «Известия» на основе статистики ЦБ и ФТС. Это на 4 п.п. меньше, чем в 2018-м. Доллар выдавливают евро и национальные валюты: на них пришлось примерно по 24,5% торговли. Доля рубля незначительно укрепилась: на 1 п.п., до 21%.

Аналогичным образом обстоит ситуация и в расчетах со странами Еврозоны. Наиболее значительным изменением прошлого года в торговле с ЕС стало историческое превышение доли евро над долларом: 42% против 38%. В 2018 году это соотношение было 40% к 42%.

Усиление позиций евро во внешней торговле — это общемировая, а не только российская тенденция, уверен независимый экономист Владимир Рожанковский. Список государств, пострадавших от американских санкций, расширяется, у контрагентов растут риски попасть под ограничения при торговле за доллары. Если американская валюта в целом остается для всего мира резервной, то как расчетная единица евро выглядит уже более безопасным вариантом, пояснил эксперт.

В мае 2018 года США вышли из «ядерной сделки» и возобновили санкции против Ирана — одного из основных поставщиков энергоресурсов в Евросоюз. Меры предусматривали в том числе отключение страны от системы SWIFT, с аналогичным ограничением могли столкнуться и иностранные компании за расчеты с Исламской Республикой. В результате Европа запустила альтернативу SWIFT — так называемую компанию специального назначения (Special Purposed Vehicle, SPV), позволяющую вести торговлю за пределами поля зрения США.

В работе над проектом, как писали ранее «Известия», приняли участие Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия.

BRICS by BRICS

Гораздо более кардинальные перемены в валютной структуре расчетов произошли в торговле со странами БРИКС. Здесь доля доллара в 2019 году обвалилась на 24 п.п. — до 49%. Главным образом этому также поспособствовало укрепление значения евро. Расчеты в валюте ЕС выросли с 8% в 2018-м до 23% в прошлом году.

Однако усиление позиций национальных денежных единиц также заметно. Если в 2018 году они заняли 19% оборота, то в 2019-м — более 28%. При этом на рубль пришлось 14% в торговле РФ с союзом. Это на 6 п.п. больше, чем в 2018-м.

Президент России Владимир Путин в преддверии саммита G20 в июне прошлого года встречался с лидерами стран-участниц БРИКС. Тогда он особо подчеркнул, что необходимо активнее использовать свои денежные единицы при расчетах внутри объединения.

Относительный в целом успех нацвалют в торговле со странами БРИКС связан с товарной структурой оборота, полагает заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Так, ведущую роль в расчетах занимают прежде всего государственные или крупные компании, которые в значительной степени зависят от межправительственных договоренностей. Со странами, где в торговле участвует больше частного бизнеса, значение нацвалют растет пока крайне медленно, добавил он.

Рублевая Индия

Скачок в торговле за рубли обеспечила в первую очередь Индия — второй после Китая партнер России по БРИКС. Так, доля российской валюты в расчетах с этим государством увеличилась на 23 п.п. и достигла 56% по итогам 2019 года.

Отчасти такая перемена объясняется структурой торговли с Индией: значительная часть российского экспорта обеспечивается за счет российских же кредитов, считает Владимир Рожанковский. Индия покупает у РФ оборонную продукцию, а также услуги по строительству АЭС, что предпочтительно делать за альтернативную доллару денежную единицу, чтобы не попасть под санкции, добавил он.

Доля доллара в торговле с Китаем также резко сократилась: с 74% в 2018-м до 51% в 2019-м. Заменить «американца» также позволил евро. Между РФ и Китаем с мая прошлого года действует соглашение о переходе на расчеты в национальных валютах, писали ранее «Известия». Доля юаня за прошлый год увеличилась с 12% до 16%. Однако на российскую денежную единицу КНР переходит гораздо менее охотно. Так, рублевые расчеты с Поднебесной выросли лишь на 1 п.п. — до 7%.

В паре юань-рубль «китаец» априори имеет существенно гораздо большие перспективы: во-первых, поскольку это резервная валюта, во-вторых, просто из-за масштабов экономики КНР, полагает Дмитрий Куликов. В контексте импорта соглашение о расчетах в нацвалютах действует в полную силу, отметил он.

Чтобы усилить роль рубля в международной торговле, необходимо прежде всего снизить волатильность его курса, что отчасти уже произошло благодаря действию бюджетного правила, уверен директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров. Также, укреплению позиций нацвалюты поспособствует кредитование иностранных правительств и компаний в рублях для оплаты экспорта из РФ. Кроме этого, сейчас иностранные банки не всегда охотно предоставляют свои услуги российским компаниям: более активная помощь бизнесу при открытии счетов за границей также должна усилить роль рубля в международной торговле.

Перспектив стать заметной валютой в мировой торговле у рубля немного, уверен Владимир Рожанковский. Для этого необходимы гарантии стабильности его курса. С 2014 года, когда ЦБ отпустил рубль в свободное плавание, его стоимость крайне чувствительна к колебаниям мировой конъюнктуры. Чтобы он стал хотя бы отдаленно напоминать резервную валюту, необходимо вновь привязать его курс к бивалютной корзине или ввести в России золотой стандарт.

В Минфине, Минэкономразвития и ЦБ не ответили на просьбу «Известий» прокомментировать изменившуюся валютную структуру расчетов и оценить перспективы рубля.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ