Банкоматная очередь: в АТМ появится функция переводов по номеру телефона
Перевести деньги по номеру телефона можно будет через банкомат с помощью системы быстрых платежей (СБП). Такую функцию планирует реализовать ВТБ до конца 2020 года, заинтересованы в ней еще три крупных банка, рассказали «Известиям» их представители. Россияне уже привыкли использовать для перечисления средств мобильный номер, кроме того, в нем сложнее ошибиться, чем при введении 16 цифр с карты, отметили эксперты. В клиринговом центре СБП «Известиям» сообщили, что для реализации функционала потребуется согласование технологии и обновление устройства.
В 2020 году ВТБ планирует предоставить клиентам возможность перечислять деньги через банкомат с использованием СБП, рассказали «Известиям» в кредитной организации. Пользователю нужно будет ввести номер телефона в устройстве самообслуживания, далее система высветит, в какой кредитной организации у получателя есть счет. Отправителю останется выбрать нужный банк, указать сумму и подтвердить операцию, пояснили технологию работы в ВТБ. Сейчас в банкоматах этой кредитной организации перевести деньги можно только по 16-значному номеру карты. Сервис пока только планируется, поэтому говорить о тарифах на услугу преждевременно, отметил представитель банка.
Переводы по номеру телефона с использованием СБП в банкоматах Росбанка будут доступны клиентам в краткосрочной перспективе, заявил «Известиям» директор департамента развития и эффективности розничного бизнеса кредитной организации Владимир Коробов. Он добавил, что сейчас в устройствах самообслуживания можно перечислить средства по номеру карты.
Новый сервис СБП изучают и в банке «Дом.РФ», сообщил его представитель «Известиям». Он добавил, что планируемый срок внедрения функционала — начало 2021 года. Реализацию услуги в АТМ также готовы рассмотреть в Ак Барс Банке.
Кредитные организации могут предоставлять доступ к сервисам СБП через разные каналы: мобильное приложение, интернет-банк, а также через устройства самообслуживания — например, банкоматы, заявили «Известиям» в Национальной системе платежных карт (НСПК — клиринговый центр СБП). В компании подчеркнули, что для этого кредитной организации нужно согласовать изменение интерфейсов, провести обновление АТМ, а также пройти тестовые сценарии.
В ответ на запрос «Известий» о реализации СБП в банкоматах в ЦБ сообщили, что сосредоточены на приоритетных задачах по подключению банков к системе и внедрению ключевых сценариев с использованием уже реализованных технологий. Тем не менее в регуляторе считают, что развитие новых сервисов будет способствовать росту популярности СБП. На 1 августа 2020 года к сервису присоединилось 86 финансовых организаций, в системе было проведено свыше 27 млн операций на общую сумму более 228 млрд рублей, поделились статистикой в Банке России.
Узкий сегмент
Главный конкурент СБП на рынке переводов между физлицами — Сбербанк. У него работает собственная система перечислений по номеру телефона внутри кредитной организации и на счета банков-партнеров. Устройства самообслуживания госбанка позволяют отправить деньги по мобильному номеру только внутри финорганизации (на другой счет Сбера), пояснили «Известиям» в пресс-службе. Там добавили, что переводы в сторонние банки доступны лишь по номеру карты.
В устройствах самообслуживания банков из топ-10 счет получателя платежа идентифицируется по номеру карты или счета, но не по номеру телефона, сообщили «Известиям» в колл-центрах и пресс-службах этих кредитных организаций.
Впрочем, в нескольких банках «Известиям» заявили, что внедрять функционал СБП в банкоматы не планируют. В ПСБ это объясняют низким запросом от клиентов. Переводы через систему ЦБ легко совершить с помощью мобильного устройства, поэтому большого спроса на перечисления через АТМ не ожидается, сказали в УБРиР.
— Система быстрых платежей предназначена для перечислений без использования физического носителя. Банкомат, напротив, нужен для обслуживания пластиковой карты. Самая важная его функция — выдача и прием купюр. Для безналичных расчетов существуют мобильные и веб-приложения, — объяснил решение директор по инновациям СКБ-банка Виталий Копысов.
В малых и удаленных
Переводы с использованием АТМ востребованы там, где мало распространены современные модели мобильных телефонов, на которые можно установить банковские приложения, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Это, например, небольшие населенные пункты, а также удаленные территории, где нет стабильного интернет-соединения.
— Объем перечислений с использованием нового функционала СБП будет скромным, поскольку это не самый удобный способ платежей. Тем не менее низкие комиссии в сервисе ЦБ могут оживить интерес к услуге, — ожидает Станислав Волков.
По номеру телефона делать перечисления проще и удобнее, клиенты реже совершают ошибки, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Кроме того, россияне уже привыкли использовать мобильный номер как идентификатор получателя платежа.
В начале мая регулятор запретил банкам брать комиссии в СБП за перечисления до 100 тыс. рублей в месяц между физлицами — и друг другу, и самому себе. Перевод по номеру телефона через банкомат, скорее всего, попадает под эти требования, отметил Артем Деев. Поэтому, вероятно, тарифы в устройствах самообслуживания сохранятся на уровне действующих в мобильном приложении.
Наталья ИЛЬИНА