Бремя перемен: почти три четверти россиян хотят сменить профессию
Сменить профессию готовы 72% россиян. Это показало исследование сервиса Superjob, с результатами которого ознакомились «Известия». Недовольство нынешней специальностью может быть связано как с неверным выбором при поступлении в вуз, так и с низким уровнем зарплаты, говорят эксперты. Однако смена профессии по карману не каждому: даже уход в смежную отрасль может в итоге обойтись более чем в 1 млн рублей.
К кардинальной смене сферы деятельности готовы 44% опрошенных, уточняется в исследовании. Еще 28% предпочли бы овладеть смежной профессией. 14% готовы к переподготовке без смены сферы деятельности. Только 4% считают себя достаточно квалифицированными, 3% переквалифицироваться не хотят или не имеют возможности. Остальные затруднились с ответом.
Как следует из расширенных данных исследования, самые консервативные — респонденты старшего возраста и те, кто больше зарабатывает. Так, среди россиян младше 24 лет кардинально сменить сферу деятельности готовы 50%, 25–34 лет — 51%, а 45 и старше — только 32%. Осваивать новую профессию с нуля согласились бы 51% среди тех, кто зарабатывает меньше 30 тыс. рублей, и 32% респондентов с зарплатой от 80 тыс. рублей. При этом они чаще говорили о готовности повысить квалификацию по своей специальности или освоить смежную профессию.
В опросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 336 населенных пунктов по всей России.
По сравнению с аналогичным исследованием 2015 года распределение голосов в поддержку того или иного варианта переквалификации практически не изменилось, уточнили в Superjob. А вот, к примеру, в 2009-м россиян, готовых осваивать новую профессию с нуля, было меньше: 35% против 44% сегодня. 11 лет назад более популярным было повышение квалификации (23% против 14% сегодня).
Желание сменить профессию уходит корнями в неверный выбор еще при поступлении в вуз, считает основатель SuperJob Алексей Захаров. Около 60% людей, получивших высшее образование за последние 20 лет, ни дня не работали по той специальности, которая у них записана в дипломе, утверждает он.
— Эти люди сделали неправильный выбор в самом начале и дальше продолжают себя искать. Состоявшиеся специалисты чрезвычайно редко приходят в новые сферы. Меняют сферы несостоявшиеся — соответственно, и в зарплате они теряют немного, если теряют вообще, — говорит Алексей Захаров.
Желание освоить новую профессию связано с низким уровнем зарплат, в свою очередь, утверждает профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
— Самая распространенная зарплата — 25–27 тыс. рублей в месяц. Этого заработка не хватает на покупку жилья, машины, хороший отпуск с семьей. Человек смотрит вокруг — у всех в его сфере примерно так же, вот он и хочет сменить профессию на более высокооплачиваемую, — рассуждает эксперт.
Однако такое будущее требует серьезных инвестиций, отметил специалист.
— Например, если уходить в смежную сферу, для чего достаточно только окончить магистратуру, — это примерно 200 тыс. рублей. Плюс первые 3–5 лет зарплата будет примерно на 10–15 тыс. ниже, чем у специалиста состоявшегося, — оценил Александр Сафонов.
Таким образом, расходы и недополученные доходы суммарно могут превысить 1 млн рублей, добавил он.
Под желанием сменить профессию может скрываться и недовольство нынешним работодателем, считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина.
— По разным замерам, в том числе нашим, многие сотрудники уверены, что работодатель задействует их способности лишь на 25%. Многие не видят своего дальнейшего развития карьеры, считают, что большую часть времени занимаются бесполезными делами. Конечно, на такую работу не очень хочется ходить, — пояснила специалист.
По ее мнению, в случае повышения мастерства руководителей и распространения практики повышения квалификации за счет компаний довольных своей профессией работников было бы больше.
Ранее президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил разрешить студентам менять специальность после второго курса. Как писали «Известия», уже в следующем году в рамках пилотного проекта слушатели вузов некоторых регионов получат такую возможность.
Анна ИВУШКИНА