Доля оптимистов в российском бизнесе сократилась вдвое за полгода

За первое полугодие 2020 года доля бизнесменов, которые оптимистично смотрят на перспективы российской экономики, сократилась с 36 до 17%, свидетельствуют результаты исследования Grant Thornton. В мире по доле бизнесменов-оптимистов Россия занимает четвертое место с конца.

Доля руководителей российских компаний, которые позитивно оценивают перспективы российской экономики в ближайшие 12 месяцев, составляет 17%, свидетельствуют результаты исследования International Business Report, проведенного аудиторско-консалтинговой сетью Grant Thornton. Компания опросила 5 000 руководителей бизнесов из 32 стран мира. Россия с долей оптимистов в 17% оказалась на четвертом месте с конца, после Японии (6% бизнесменов-оптимистов), Южной Кореи (10%) и Швеции (13%). При этом в декабре 2019 года доля оптимистически настроенных бизнесменов в России составляла 36%.

Таким образом, баланс предпринимательского оптимизма на ближайшие 12 месяцев (разница между долями оптимистов и пессимистов) достигает отрицательных значений и составляет минус 36%.

Общая доля оптимистов в 32 странах, компании из которых участвовали в опросе, снизилась с 59% до 43%. Лидерами по доли руководителей бизнесов, которые положительно оценивают перспективы экономик своих стран, стали Объединенные Арабские Эмираты (69%), Вьетнам и Китай (по 65). США на 8-м месте с 50%. В Европе наиболее позитивный настрой — в Турции (40%) и Ирландии (39%), в крупнейшей экономике еврозоны, Германии — только 31%, Франции — 35%.

Если смотреть на различные аспекты бизнеса, то в России баланс предпринимательского оптимизма по выручке составляет минус 16%, по росту экспорта — минус 10%, по найму новых работников — минус 11%. Общий баланс оптимизма по всем 32 странам по этим показателям составляет -3, -2 и -4% соответственно. При этом только 31% респондентов собираются повысить зарплату своим сотрудникам, а сократить вознаграждение намерены 5%.

Отдельно авторы исследования опрашивали руководителей компаний по поводу того, как повлиял коронавирус на различные сферы их бизнеса. Наибольшему негативному влиянию подверглось направление маркетинга и продаж (на это указали 50% респондентов), на втором месте — направление закупок (28%) и производство продукции (20%). Говоря о положительном эффекте, 60% указали на то, что вирус не принес их бизнесу вообще ничего хорошего. В то же время, 12% опрошенных эпидемия помогла нанять кадры, освободившиеся после сокращений на других предприятиях, а 11% по ходу режима изоляции внедряли информационные технологии в свой бизнес.