«Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?»
1 июля в России вступают в силу положения закона об обязательной предустановке отечественных приложений на смартфоны. На первом этапе их производители и разработчики программного обеспечения, согласно разработанному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекту, должны будут договориться об инсталляции на гаджеты российских приложений для поиска, картографического и навигационного софта. Закон вводит ответственность для изготовителей и продавцов устройств, но финансовых санкций за его неисполнение пока не предусмотрено: внесенный депутатами проект о штрафах в 30 000-50 000 рублей для должностных лиц и 50 000-200 000 рублей для юридических лиц находится на рассмотрении в Госдуме. О том, как закон будет работать на практике, в интервью Forbes рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин.
ФАС ожидала, что будет большой выбор отечественных приложений, которые будут устанавливать при производстве смартфонов. Как реализовать этот выбор, если покупается коробочное устройство?
При первой загрузке производители сложных товаров должны реализовать один из возможных вариантов предустановки: встроенный на жестком диске, дающий право выбора потребителем в окне выбора или по визуальным образам скачать приложение из облака.
Предустанавливать планируют только популярные приложения, которые являются лидерами в своем сегменте, или у небольших разработчиков тоже есть шанс?
При наличии нескольких приложений в проекте постановления правительства предлагается обеспечить возможность выбора из нескольких вариантов, а не ограничиться одним из них. Речь идет о тех программах, которые являются коммерчески успешными, которые популярны у потребителей. Планируем установить пороговое значение, каким образом исчислять это: число скачиваний или другие параметры. Они должны иметь социальную направленность и соответствовать иным требованиям, которые установлены в постановлении правительства. Невозможно в режиме предустановки применять неотработанные и непопулярные у пользователей решения. Должна быть обеспечена и устойчивая схема работы, которая не нарушает действующую бизнес-модель изготовителей сложных технических устройств. И при этом должно быть обеспечено достижение тех целей и задач, которые установлены в законе о защите прав потребителей.
В разработанной ФАС концепции проекта нормативного акта о предустановке прописано, что не будут указываться конкретные наименования производителей. Но все же понимают, что если соцсети, то Mail.ru Group, если браузеры, то «Яндекс», если антивирусы, то «Лаборатория Касперского». Получается, что выбор не сильно большой.
Повторюсь, речь идет с одной стороны о создании равных условий для отечественных и зарубежных разработчиков приложений. С другой стороны, в проекте постановления прямо указано, что если имеется несколько приложений, то для процедуры предустановки обязательным является окно выбора. Эти нормы появились в проекте по предложениям как раз не самых крупных игроков рынка, которые стремятся обеспечить возможности и своего бизнеса.
Торговые сети считают, что разработчик захочет продавать лицензии на приложения по высокой цене. Как будет формироваться стоимость предустановки приложений?
Для потребителя это должно быть бесплатно. Что касается разработчиков программного обеспечения, то речь идет о разнообразии форм гражданско-правовых отношений в рамках той же процедуры, которая у этого разработчика с производителем сложилась уже сейчас. При этом российским разработчикам должны быть предоставлены условия не хуже предустанавливаемых зарубежных приложений. То есть речь не идет о возможности кому-либо получать приоритеты или преимущества. Наша задача — создать равные конкурентные условия, но не более того. Если, к примеру, потребитель любит российскую соцсеть, то зачем ему зарубежная, где он может испытывать массу неудобств и дискомфорт?
Как вы оцениваете готовность Apple предустанавливать российское программного обеспечения? Особенно антивирусы – некоторые говорят, что на них компания не согласится никогда.
Здесь речь идет о различных функционалах антивирусных программ. Это могут быть и антивирусные программы с полным функционалом, и программы, которые имеют свойства антивирусных программ файловой и сетевой защиты. Мы обсуждали эти вопросы со всеми компаниями рынка. У нас, во-первых, есть понимание того, как этот механизм будет работать и, во-вторых, понимание, что это реализуемо всеми участниками рынка.
Вы не разделяете опасения, что отдельные игроки могут уйти с российского рынка?
Повторюсь, мы провели консультации с различными игроками этого рынка и нам абсолютна понятна позиция всех этих игроков и то, что эта модель реализуема.
Кто будет нести ответственность за соблюдение закона?
Изготовители и иные лица, которые по согласования с производителем занимаются распространением и продажей этих устройств.
Ретейлеры опасаются, что на первом этапе будет высокий процент возврата устройств из-за сбоев софта и сетям придется нести издержки.
Если бы речь шла о новых и еще не оттестированных программных продуктах, то такие вопросы могли бы иметь место. Но поскольку речь идет об обычной процедуре, по которой работают изготовители сложных технических устройств и разработчики программного обеспечения, то эта процедура просто продолжит соблюдаться. Программные приложения будут устанавливаться такие, которые способствуют коммерческой выгоде всех вовлеченных в этот процесс, и которые при этом обеспечивают требования безопасности, целостности устройств, поддержание их функциональности. Самое главное, что потребители имеют возможность получить дополнительную возможность выбора. Если раньше им могли предложить только одно приложение, то в данном случае они имеют возможность выбрать из нескольких программных продуктов.
Например, если мы говорим о смартфонах, то на первых этапах предполагается, что должны быть установлены поисковики и навигаторы. Никаких рисков и проблем здесь не может возникнуть по определению. Этот, так сказать, пилотный проект мы уже реализовали в рамках мирового соглашения по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Google. В результате компанией Google российским разработчикам были созданы равные условия конкуренции в рамках окна выбора с поисковиком Google. В следствие чего доля «Яндекса» и Mail.ru Group повысилась с более 38% до 52% и где-то на этом уровне сейчас и находится.
Есть мнение, что закон повредит российскому ИТ-рынку и у разработчиков приложений не будет стимула дорабатывать продукты — они будут только пытаться попасть в реестр.
Речь идет о том, что в перечень конкретного программного обеспечения должны попадать те, кто обеспечил в соответствии с обычной деловой практикой процессы предустановки, с соблюдением при этом требований и критериев, установленных законом о защите прав потребителей и постановления правительства. По сути этот перечень наоборот является подтверждение того, что эта программа уже прошла все необходимые этапы предустановки. Это создает дополнительные возможности для разработчиков. А у потребителей не возникает ситуации с необходимостью возврата устройств с недоработанными, как вы говорите, продуктами.
В декабре соседние с Россией страны, в частности Казахстан, раскритиковали закон о предустановке российских приложений и заявили, что он нарушает правила Всемирной торговой организации (ВТО). Обсуждали ли вы с ними этот вопрос?
Информация о поправках в закон о защите прав потребителей в части предустановки в декабре прошлого года докладывалась на заседании совета Евразийской экономической комиссии. Было принято решение, что закон не противоречит требованиям международного законодательства.
Производители устройств просили сдвинуть сроки подальше. Планируется ли это сделать?
Кто-то просит сдвинуть подальше, кто-то наоборот начать как можно раньше. Но сдвигать сроки не планируется, они закреплены в законе. На отработанных и готовых к реализации процедурах предустановки будет накапливаться опыт, который будет учтен на следующих этапах предустановки следующих видов приложений по мере их готовности.
Некоторые участники рынка указывают на то, что закон принимался быстро несмотря на критику и говорят, что решение о его разработке могло быть принято администрацией президента. Это так?
Указами президента России определены стратегия развития информационного общества и основные направления государственной конкурентной политики с национальным планом по развитию конкуренции. Во исполнение указа президента правительством в августе 2018 года была принята дорожная карта по развитию конкуренции в важнейших секторах экономики, в том числе в сфере информационных технологий. Этой дорожной картой, в частности, была предусмотрена разработка законопроекта о предустановках. Прежде чем попасть в дорожную карту предложения прошли соответствующий круг обсуждений как минимум в течение первой половины 2018 года. В это время прошло два заседания экспертного совета ФАС по информационным технологиям.
Первая редакция проекта закона о предустановках появилась в ноябре 2018 года. Далее эта редакция в деталях обсуждалась. Параллельно появилась еще одна во многом аналогичная редакция депутатов. В итоге, в конце 2019 года была принята депутатская версия. В этом смысле от зарождения идеи до ее реализации прошло два года. Эти два года прошли в постоянных обсуждениях. Это как раз пример открытой деятельности по принятию нормативно-правового акта, которая прошла в режиме высказываний разных точек зрения.
В обычной практике, ведомства готовят проект постановления и направляют его на публичное обсуждение. Мы же еще до процедур общественного обсуждения провели обсуждения с профессиональным и экспертным сообществом. Обсудили в деталях со всеми участниками рынка, выслушали все замечания и предложения, учли эти предложения при разработке проектов.
Сейчас и структура правового акта, и механизмы предустановки понятны всем заинтересованным организациям и лицам. Понятно, что у всех есть свои интересы и исходя из них они, могут свои позиции формулировать. Но есть общее понимание, что закон и проект постановления разработаны с целью обеспечить условия конкуренции, как это сделать так, чтобы это не привело к негативным последствиям. Это в полной мере идет на пользу и разработчикам оборудования, и программного обеспечения. От подобного рода изменений выигрывают все, включая потребителей.
Есть версия, что принятие закона связано с другим законопроектом — об ограничении иностранного капитала в значимых интернет-ресурсах, в первую очередь, в «Яндексе». В декабре стало известно, что «Яндекс» все-таки изменит структуру управления. По этой версии, компания и государство пошли на уступки друг другу: с одной стороны принимается выгодный «Яндексу» закон о предустановке, с другой — «Яндекс» меняет структуру управления, впуская туда представителей государства. Что вы об этом думаете?
Повторюсь, органы государственной власти работают в рамках целевых установок и ценностных ориентиров, заданных указами Президента о стратегии информационного общества и основными направлениями государственной конкурентной политики. Наполнение дорожной карты правительства по развитию конкуренции осуществлялось на основе предложений всех заинтересованных сторон.
Инициатива по предустановке исходила от ФАС. Она была обусловлена, к сожалению, обширной практикой выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в действиях крупнейших мировых цифровых гигантов. К примеру, в деле Google проблемы возникали у поисковиков, в деле Microsoft – у антивирусных программ, в деле Apple – у разработчиков программ детского контроля. Нарушения эти очень быстро приводят к ухудшению условий конкуренции на рынке, а также к ущемлению интересов потребителей. Чтобы восстановить благоприятные условия требуется много усилий и времени. Поэтому мы вынуждены принимать законодательные меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства и по развитию конкуренции. Это, кстати, обычная практика для законодательных инициатив ФАС.
Кристина ЖУКОВА, Forbes Staff