«Есть отрасли, в которые сейчас не верят»: как банки усложняют компаниям доступ к деньгам в кризис
Российский бизнес во время пандемии столкнулся с новыми проблемами — банки снижают или обнуляют овердрафты по их счетам и ужесточают требования к компаниям, желающим получить новые кредиты.
Непрошенные каникулы
У компании по пошиву православного платья «Барышня-крестьянка» до кризиса был овердрафт на 350 000 рублей по счету в Альфа-банке, рассказывает генеральный директор и совладелица компании Елена Цоколова. Компания активно пользовалась им, чтобы закрывать кассовый разрыв.
Елена всегда старалась погашать долг в срок, но в марте столичный торговый центр, в котором работал их магазин, закрыли, и фирма попыталась получить у банка отсрочку на уплату долга. Бухгалтер компании написала в банк письмо, пока она ждала ответ, прошел срок оплаты долга, и по нему стали начисляться проценты. Предпринимательница решила, что отсрочку им не предоставили, и закрыла кредит с опозданием в два дня. «Долг был полностью погашен 15 апреля, наш личный менеджер сказал, что условия обслуживания не меняются», — вспоминает Цоколова.
Однако 6 мая банк неожиданно обнулил весь доступный лимит по овердрафту. Для Цоколовой это стало ударом: эти деньги должны были пойти на пошив новой коллекции, чтобы компания продолжила работать в условиях кризиса и платить сотрудникам зарплату. «Просто забрали и все. Хотя они могли бы его снизить, уменьшить, сделать не 350 000, а 150 000 рублей, это лучше чем ничего», — сетует она.
Как оказалось, клиент и банк друг друга не поняли. В банке Forbes объяснили: овердрафт обнулили из-за того, что компании предоставили кредитные каникулы. В этом случае кредитом пользоваться уже нельзя. Однако Цоколова не знала, что ей дали кредитные каникулы. «Зачем мне кредитные каникулы, если у меня нет долга?», — недоумевает предпринимательница. После запроса Forbes банк связался с предпринимательницей и вернул лимит по овердрафту.
Это автоматически
Эта история со счастливым концом. В целом же банки, опрошенные Forbes, подтверждают, что овердрафты по счетам юрлиц сейчас сокращаются или обнуляются, но это происходит автоматически, так как у компаний падают обороты. Так, Тинькофф Банк в апреле зафиксировал снижение оборотов у своих корпоративных клиентов на 28% к февралю, в отдельных сегментах бизнеса падение было на уровне 60-70%, указал вице-президент Тинькофф Федор Бухаров. А овердрафт важен для компаний, так как он позволяет закрывать кассовый разрыв, когда сроки платежей по расходам компании и сроки поступления ей средств не совпадают.
Лимит по овердрафту равен проценту от ежемесячного оборота предприятия, как правило это 30-50%, объяснил Forbes директор департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов. Сейчас обороты многих компаний упали — соответственно, сократились и лимиты овердрафтов, указывает директор департамента малого и среднего бизнеса СМП Банка Александр Киселев. «Если бы банки продолжили предоставлять овердрафт, они бы подталкивали заемщика к возможной просрочке по обязательствам», — считает он.
В «Дом.РФ» каждый конкретный случай снижения лимитов решили рассматривать отдельно, сказала Forbes директор направления малый бизнес Банка Дом.РФ Марина Коновалова. А «Уралсиб» решил не снижать лимиты, но при несущественном снижении оборотов компании. «Что касается клиентов, которые приостановили свою деятельность, то им банк предоставил возможность снизить или закрыть свой лимит постепенно на комфортных условиях», — рассказали Forbes в пресс-службе банка.
В СМП Банке предлагают клиентам перейти с овердрафта на кредит. Правда, по словам Александра Киселева, такие продукты зачастую потребуют обеспечения. «Но с учетом широких возможностей, предоставляемых Корпорацией МСП и региональными гарантийными организациями, это не столь серьезная проблема», — считает он.
Также банки стали чаще просить залоги и поручительства. Например, одна из московских туристических компаний, попав в списки пострадавших отраслей, запросила у своего банка каникулы по овердрафту. Банк согласился только при предоставлении обеспечения и поручительства, рассказывает генеральный директор бухгалтерского агентства «Гарамова и партнеры» Лариса Гарамова. Туристическая компания — клиент ее фирмы и раскрывать свое название не захотела, так как опасается, что банк из-за негативного отзыва ухудшит условия по кредиту.
Ужесточение условий кредитования
Еще одна проблема, с которой сталкиваются клиенты банков-юрлица — ужесточение подхода при выдаче кредитов вне льготных правительственных программ.
«Банковские аналитики изучают, что случится с бизнесом на фоне ожидаемого падения потребительского спроса и замедления экономики. У условного клиента, который просит деньги на развитие, банки теперь спрашивают, а кто будет у него покупать продукты и услуги», — рассказывает председатель правления СДМ-Банка Максим Солнцев.
Более тщательно смотреть на то, насколько востребованным в будущем будет продукция компании, а также на оборачиваемость дебиторской задолженности и рыночную конъюнктуру стали и в СМП Банке. В банке «Уралсиб« к оценке бизнеса также добавили анализ влияния текущей ситуации на деятельность клиента.
Сбербанк с начала 2020 года проводит стресс-тесты для компаний, которые обращаются за кредитами. Результаты тестирования учитываются как при принятии решений по сделкам, так и для определения потребности клиентов в адресной помощи, указали в пресс-службе банка.
Строже всего банки относятся к компаниям из отраслей, попавших в список наиболее пострадавших от кризиса. «Есть целый ряд отраслей, в которые банки сейчас не верят, как и они сами в себя не верят. Если сейчас в банк придет туристическое агентство и захочет взять кредит, чтобы выкупить блок мест на территории Краснодарского края, банк вряд ли прокредитует, хотя раньше это было возможно. Но при этом фирмы, кто производят что-то для медицины, сейчас, наоборот, на подъеме. Все очень индивидуально, зависит и от отрасли, и от конкретной компании», — объясняет Солнцев.
ТКБ банк в апреле и мае почти полностью остановил кредитование новых корпоративных клиентов, рассказала Forbes руководитель блока корпоративного бизнеса банка ТКБ Татьяна Сатина. Банк продолжил работу с действующим кредитным портфелем и выдавал новые кредиты только по программе поддержки от Минэкономразвития по ставке не выше 8,5%.
«На два месяца мы заморозили кредиты новым клиентам, держали и пересматривали только действующие. Продолжали финансировать лизинговые сделки как наиболее доходные и менее рисковые. Мы изучили весь портфель заново, посмотрели на него через призму кризисных явлений в экономике. Почти весь портфель сохранили, где-то усилили залогами, где-то немного снизили уровень задолженности», — рассказывает Татьяна Сатина.
В июне банк планирует снова вернуться к кредитованию новых клиентов, но требования к компаниям будут повышены. «Подход к оценке риск-профиля ужесточится. Мы хотим видеть сделки в полностью залоговой логике. Если акционер просит денег в кризис, чтобы помочь своему бизнесу, он, наверняка, готов рисковать личным или бизнес-имуществом, или у него новые возможности, и мы с радостью ему поможем», — указывает Сатина.
В банке Дом.РФ, Тинькофф Банке, банке «Открытие», РНКБ, УБРиР, Росбанке, МКБ и банке «Восточный» сказали Forbes, что не меняли кредитную политику в отношении клиентов из бизнеса.
Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff