Знак доверия: россияне стали в 10 раз чаще кликать на сайты мошенников
В начале 2020 года количество атак на россиян через скам-ресурсы (сайты, где под разными предлогами выманивают деньги), возросло в 10 раз до 15 млн, а число таких страниц увеличилось вдвое до 10 тыс. Об этом сказано в исследовании «Лаборатории Касперского» (есть у «Известий»). Резкий рост связан как с простотой и высокой «отдачей» этой схемы, так и с распространением коронавируса. Мошенники активно эксплуатируют тему пандемии: от фейковых обещаний выплачивать пособия или возмещения за небольшой денежный взнос до продажи индивидуальных средств защиты, рассказали в крупнейших банках.
Десятикратный рост
Количество сайтов, на которых у россиян пытаются увести деньги, увеличилось в два раза в первом квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом в 2019-м, говорится в исследовании «Лаборатории Касперского». Всего эксперты компании нашли около 10 тыс. таких ресурсов. При этом количество переходов пользователей на фейковые сайты выросло в десять раз — до 15 млн. Если бы каждый переход на скамерскую страницу, который в итоге был заблокирован, повлек за собой обман хотя бы одного пользователя, то потенциальная сумма ущерба в первом квартале 2020 года могла превысить 3 млрд рублей, оценивается в исследовании. Эксперты не назвали, сколько денег россияне потеряли на скам-ресурсах за этот период.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»Скам — это мошеннические рассылки и объявления, в которых пользователям обещают крупное денежное вознаграждение за прохождение опроса или участие в голосовании, поясняется в исследовании. При этом человеку нужно оплатить «комиссию» или «закрепительный платеж» на сумму порядка 200 рублей, которая попадает к злоумышленнику. Человек также рискует сохранностью своей платежной информации, если вводил данные карты.
Популярность скам-ресурсов связана с тем, что мошенникам не требуется специфических навыков для их создания, а изображения известных брендов повышают доверие потенциальных жертв, считает старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Татьяна Сидорина. По ее словам, резкий рост их числа в начале 2020-го может объясняться распространением коронавируса, поскольку россияне стали больше времени проводить дома, в интернете. Кроме того, на скам-ресурсах активно эксплуатируется тема пандемии: например, пользователям предлагают различные компенсации, для вывода которых нужно оплатить небольшую комиссию.
— Скам стал одной из самых популярных схем у онлайн-мошенников. Часто, чтобы усыпить бдительность людей, они используют бренды крупных компаний и известных персон. Наиболее привлекательные для злоумышленников категории — банки, пенсионные фонды, селебрити, а также государственные лотереи, — рассказала Татьяна Сидорина.
Она подчеркнула, что скам-ресурсы, замаскированные под гослотереи, стали активно использоваться именно в начале 2020-го — по этой тематике было обнаружено 219 ресурсов. В прошлом году отдельная статистика по лотереям даже не велась, отметили в «Лаборатории Касперского».
Обычно злоумышленники просят перевести деньги якобы за оформление выигрыша, собирают платежные данные на фишинговых сайтах, обещают гарантированный выигрыш или предлагают приобрести билеты со скидкой, рассказали в «Столото» (организация выступает официальным распространителем лотерей в России). Для того чтобы минимизировать урон от мошенничеств, «Столото» уже активно сотрудничает с правоохранительными органами и ведет информационную кампанию, заявила операционный директор организации Варвара Басанович. Она подчеркнула, что невозможно выиграть в лотерею, не купив билет, а налог уплачивается уже после получения денег, а не заранее.
Корона маскирует
Тенденция к росту скам-ресурсов действительно есть, согласен замдиректора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев. Он отметил, что их число увеличивается в меньшей степени за счет сайтов, которые маскируются под финансовые организации, и в большей степени — за счет страниц, на которых пользователя завлекают выплатами и компенсациями, в том числе от имени госорганов. Тенденция связана с тем, что мошенникам легко выходить на новую аудиторию с помощью рекламы в социальных сетях, поисковых системах и видеохостингах.
Скам-ресурсы также часто маскируются под сайты для продажи индивидуальных средств защиты и фейковые страницы со статистической информацией по COVID-19, содержащие вредоносные ссылки, добавил начальник департамента кибербезопасности банка «Зенит» Олег Волков. Активность в создании скам-страниц направлена на острые потребности населения — например, когда люди хотят получить быстрый кредит и ищут в интернете такую возможность, а по факту попадают на фейковый сайт и ведутся на обещание хороших условий, теряя деньги на подставных комиссиях или страховках, рассказал управляющий директор Абсолют Банка Олег Кусеров. При этом в условиях нерабочего апреля спрос на кредиты повысился.
Несколько лет назад периодически встречались сайты или страницы соцсетей, которые клонировали пенсионные фонды, но сейчас их почти нет: накопительная пенсионная система заморожена, деньги массово не привлекаются, а НПФ подключают клиентов самостоятельно через свои порталы, не прибегая к услугам агентов, рассказал «Известиям» представитель одного из частных пенсионных фондов. «Известия» направили запросы в крупнейшие НПФ.
В ЦБ не ответили на вопросы «Известий» о росте числа скам-ресурсов, которые маскируются под сайты банков и НПФ. Ранее представитель Банка России сообщал о появлении весной 2020-го множества схем, эксплуатирующих тему коронавируса. Он отмечал, что для повышения доверия граждан на сайтах используются государственные эмблемы, в том числе — логотипы Минздрава, Роспотребнадзора, Банка России, а также ВОЗ.
После выхода из режима самоизоляции могут стартовать массовые мошенничества с турпутевками на российские курорты, а также активизируются продавцы препаратов для восстановления сил, иммунитета и душевного здоровья, ожидает руководитель направления аналитики и спецпроектов InfoWatch Андрей Арсентьев. По его словам, новый импульс может получить и схема, когда людям предлагают привлекательную работу с условием предварительной оплаты обучения или методических материалов.
Наталья ИЛЬИНА