Известия: Есть контракт: крупным инвестпроектам гарантируют стабильность
Бизнесу предложат специальные контракты с государством, которые защитят проекты компаний от изменений в законодательстве. Например, от роста налоговых ставок, таможенных платежей или экологического сбора, следует из законопроекта Минфина («Известия» ознакомились с документом). Гарантия постоянства будет возможна для проектов стоимостью не менее 10 млрд рублей. В правительстве считают, что такая стабилизация может стать одним из основных стимулов для повышения доли капиталовложений в ВВП. Однако кроме предсказуемости обязательных платежей и сборов, которые определяют инвестиционную активность, есть и другие важные факторы, считают эксперты.
Бизнес должен подставить плечо
В Минфине признали, что действующие стимулы недостаточно мотивируют частных инвесторов вкладывать в долгосрочные проекты. Об этом говорится в сводном отчете будущего закона «О защите и поощрении капиталовложений в РФ». В то же время долю частного капитала в российской экономике необходимо увеличивать — без этого невозможно будет реализовать ряд проектов по созданию новой транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры информации и связи, объектов электроэнергетики, говорится в документе.
Для решения проблемы необходимо вмешательство государства с целью создания новых условий нормативного правового регулирования, считают в ведомстве. Основная цель предлагаемых новаций — не допустить, чтобы изменения в правовом поле ухудшали реализацию инвестпроектов. Компаниям, заключившим с государством такой инвестиционный контракт, не придется платить, например, больше фискальных сборов по своим проектам, если ставки повысятся уже по ходу их реализации.
В Минфине не ответили на вопросы «Известий» о том, как на практике будет работать механизм стабильности, а также об ожидаемом экономическом эффекте от изменения законодательства. В Минэкономразвития не прокомментировали запрос «Известий» о том, поддерживает ли ведомство законопроект. В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что документ пока не поступал на рассмотрение.
Налоги застынут
Дискуссия о необходимости предоставить бизнесу прогнозируемые условия по обязательным платежам возникла после предложения помощника президента Андрея Белоусова изъять у крупных компаний сверхдоходы, полученные благодаря курсовым разницам. В результате продолжительных обсуждений была достигнута договоренность о добровольном направлении свободных средств бизнеса в российскую экономику при условии гарантий стабильности. Законопроект «О защите и поощрении капитальных вложений» возник именно как ответ государства на поставленные предпринимателями условия, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев.
Согласно законопроекту, правовые условия могут быть заморожены по обязательным платежам и сборам, лицензированию и сертификации, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, внешнеэкономической деятельности и отношениям с таможней. Заморозка не касается изменений в законы, влияющие на Конституцию, безопасность и обороноспособность государства.
В ситуациях, когда компаниям всё же придется подстраиваться под законодательные изменения и платить, например, налоги по новой ставке, государство обещает выплачивать компенсацию за понесенные из-за этого убытки. Для социально значимых проектов (транспортная и коммунальная инфраструктура, электроэнергетика, экология и т.д.) предусмотрен механизм возвратного налогового финансирования.
Кроме того, в рамках соглашения государство может оказать бизнесу дополнительную поддержку — деньгами, имуществом, гарантией спроса на продукцию проекта.
Претендовать на защиту от возможных изменений смогут проекты стоимостью от 10 млрд рублей, при этом часть затрат может брать на себя государство. Проекты подешевле заявлять можно, однако объем частных вложений должен быть не менее 3 млрд рублей. Чем больше инвестор вкладывает сам, тем выше у его проекта приоритет и больше шансов на господдержку. Соответствующее соглашение может быть заключено с пулом инвесторов, их «гражданство» не регламентируется.
Перечень отраслей, в которых можно просить защиты, ограничен. Например, соглашения не будут заключаться с компаниями, инвестирующими в добычу нефти и газа, производство топлива, табака и алкогольной продукции. Бизнесу предлагается вкладывать в сельское хозяйство, обработку, сжижение газа, производство электроэнергии, сбор и переработку мусора, туризм или информационные технологии.
Срок действия «регуляторного щита» — шесть лет для проектов с частными инвестициями менее 30 млрд рублей. Если инвестор вложит больше, то он сможет рассчитывать на 12 лет «постоянства». Срок может быть продлен еще на шесть лет, если бизнес обязуется реинвестировать в российскую экономику не менее 1 млрд рублей из доходов проекта.
«Известия» направили письма в 20 крупнейших российких компаний («Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Ростех», Х5 Retail Group, «Интер РАО», АФК «Система», «Евраз» и др.) с вопросом о том, рассматривают ли они инвестирование в рамках этого закона. Большая часть из опрошенных от комментариев воздержалась. В «Ростехе» «Известиям» сообщили, что расценивают законопроект как новую возможность для реализации частно-государственных партнерств в сферах деятельности корпорации.
Дефицит макроэкономической стабильности
Резкого улучшения инвестиционного климата в результате появления предлагаемой будущим законом практики не произойдет, полагают опрошенные «Известиями» эксперты. Это обеспечит прогнозируемость платежей, однако не решит другие важные системные проблемы российской экономики. Такие, как, например, нестабильность курса национальной валюты, считает профессор НИУ ВШЭ Александр Абрамов.
Так, в результате ослабления рубля в августе были сорваны планы множества производственных компаний, зависящих от импортных поставок, подтвердил ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев. По его словам, в результате на 10% упал инвестиционный импорт машин и оборудования, из-за чего сократились и внутренние капиталовложения.
Документ, вероятно, нацелен на привлечение бизнеса к реализации крупных проектов страны, полагает Алексей Ведев. То есть государство своей собственной инвестиционной активностью пытается простимулировать предпринимателей больше вкладывать в экономику. Однако это рискованная политика, так как бизнес, исходя из практики предыдущих лет, не уверен в высокой доходности госпроектов.
Как говорил ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, правительство уже предложило компаниям из «списка Белоусова» профинансировать ряд крупных проектов. Например, автомобильную скоростную трассу и высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва–Казань. По словам президента РСПП, суммарная заявленная стоимость проектов, предложенных правительством составит 40 трлн рублей.
Впрочем, в Минфине не согласны, что основную выгоду новые инвестиционные стимулы сулят только крупному бизнесу. Из материалов к законопроекту следует, что по ожиданиям ведомства, примерно 80% частных инвестиций в проекты в рамках закона придет от крупных компаний, 20% — от средних. Однако рост инвестиционной активности в целом приведет к появлению новых рынков сбыта в том числе и для продукции малых и микропредприятий. Это, в свою очередь, поспособствует достижению целей по развитию малого и среднего бизнеса.
Дмитрий ГРИНКЕВИЧ