Известия: Инфляция может опуститься до рекордных 2% к февралю

Инфляция в декабре этого года может быть даже ниже последнего прогноза главы Минэкономразвития Максима Орешкина в 3,2%. Об этом говорится в «Прогнозе основных макроэкономических индикаторов российской экономики до 2018 года», подготовленном РЭУ имени Плеханова. «Известия» ознакомились с документом. По прогнозу РЭУ, рост цен в декабре в годовом выражении составит 3,05%. Замедление инфляции продолжится и в начале 2018 года, говорится в прогнозе. В январе она составит 2,39%, а в феврале — рекордные 2,13%. Столь сильное замедление будет связано со стабильными ценами на энергоносители и уверенным экономическим ростом. Эксперты в инфляцию в России на уровне чуть выше 2% верят, однако указывают, что если в декабре рост цен составит все-таки 3%, то вряд ли к февралю инфляция успеет так сильно опуститься.

Инфляция в России продолжает уверенный тренд на снижение. По итогам сентября она замедлилась до 3% в годовом выражении. Количество регионов, в которых рост цен опустился до цели Центрального банка в 4% и ниже, выросло до 80. Максим Орешкин говорил, что по итогам года инфляция может составить 3,2%.

Инфляция может замедлиться еще сильнее, прогнозирует РЭУ им. Г.В. Плеханова в «Прогнозе основных макроэкономических индикаторов российской экономики до 2018 года». По расчетам РЭУ, инфляция в декабре в годовом выражении может составить 3,05%. Замедление инфляции продолжится и в начале 2018 года: в январе она опустится до 2,39%, а в феврале — до рекордных 2,13%.

— Столь сильное замедление инфляции будет связано не только с жесткой денежно-кредитной политикой Центробанка, но и со стабильным курсом рубля, со стабильными ценами на нефть. Также на это повлияет уверенный экономический рост, при котором еще не до конца загружены все производственные мощности, — отметил в беседе с «Известиями» доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Никита Моисее

При этом в документе подчеркивается, что риск наступления дефляции крайне мал. В прогнозе учитывались возможные последствия наложения новых санкций, а также повышение акцизов на бензин на 50 копеек. В этой связи нахождение инфляции несколько выше прогноза является более вероятным, чем ее попадание в зону ниже, подчеркивается в документе.

В Минэкономразвития придерживаются собственной прогнозной оценки инфляции.

— Текущая динамика цен в октябре полностью укладывается в нашу оценку по месяцу (0,2–0,3 м/м), — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

По данным Росстата, рост цен с начала октября составил лишь 0,1%. Только за прошлую неделю сахар подешевел на 1,3%, гречка — на 0,6%, чай, пшено и мука — на 0,2–0,3%. Таким образом, инфляция существенно отклонилась от цели Банка России. По заявлениям аналитиков и некоторых членов правительства это является стимулом ЦБ для более сильного снижения ключевой ставки. Сейчас она составляет 8,5%. Вопрос об ее изменении совет директоров ЦБ рассмотрит 27 октября.



В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос «Известий».

Инфляция на уровне 2–3% в ближайшей перспективе реальна, считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС, бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев.

— В этом году мы впервые за долгое время столкнулись с дефляцией. Цифра в 4% условна, потому что сильная конкуренция на розничном рынке, сохраняются спросовые ограничения, доходы населения хоть и не очень сильно, но всё же падают. Так что, думаю, в ближайшей перспективе у нас будет инфляция 2–3%, — указал Алексей Ведев.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова не уверена, что с декабря по февраль инфляция может сильно замедлиться.

— Если в декабре у нас рост потребительских цен будет 3%, то вряд ли до февраля они смогут так сильно опуститься. Инфляция чуть больше 2% в феврале при 3% в декабре — очень сильное замедление, что маловероятно. Я жду, что в декабре рост цен составит 2,8%, и вряд ли в I квартале 2018 года они будут сильно ниже, — прогнозирует Наталия Орлова.

В августе этого года впервые за шесть лет в России была дефляция, которая продолжилась и в сентябре. Она произошла в том числе благодаря в целом хорошему урожаю плодоовощной продукции. За июль–сентябрь снижение цен на овощи составило 27%. Ранее опрошенные «Известиями» аналитики указывали, что овощи традиционно будут дорожать весной, поскольку в России дефицит высококлассных хранилищ для плодоовощной продукции.

Инна ГРИГОРЬЕВА