Известия: Каждый пятый россиянин ищет скидки

Каждый пятый россиянин гоняется за скидками, именно этот фактор становится ключевым при покупке, показало исследование Mail.Ru Research и сервиса объявлений «Юла» (есть у «Известий»). При этом 85% опрошенных ищут скидки и в онлайн-, и в офлайн-магазинах, а самыми бережливыми оказались люди в возрасте от 25 до 44 лет. Желание сэкономить нормально и объяснимо, в России с 2014 года заметно сократились реальные доходы населения. Менять потребительские привычки тяжело, и граждане все еще живут в режиме экономии, отмечают эксперты.

Подавляющее большинство россиян обращают внимание на скидку при покупке товара. Страницы, на которых предлагается дисконт, получают на 26% больше просмотров, показала статистика «Юлы». При этом 85% обращают внимание на скидки и в онлайн-, и офлайн-магазинах, а 88% опрошенных признались, что перед покупкой сравнивают цены на товар на нескольких ресурсах, и только 12% приобретают его сразу. Причем такая бережливость в равной мере свойственна как женщинам, так и мужчинам.

Наиболее дотошны в выборе самой низкой цены люди в возрасте от 25 до 44 лет. 91% респондентов в этой категории обязательно сравнивают цены на нескольких онлайн-площадках перед покупкой, отмечается в исследовании.

Желание купить товар со скидкой нормально и свойственно не только россиянам: достаточно вспомнить «черную пятницу» в США и масштабные распродажи в Китае, отметил профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. Цена на один и тот же товар в официальном магазине и у относительно «серого» продавца, которого можно найти в интернете, может различаться в два раза, пояснил он.

Однако ситуация в России не так типична, как можно представить. С 2014 года в течение четырех лет реальные располагаемые доходы граждан снижались, напомнил советник генерального директора «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов. А это именно те деньги, которые остаются у гражданина после оплаты квартиры и других обязательных платежей, и которые он может потратить на минимальный для себя набор продуктов. Менять потребительские привычки очень тяжело, а реальные располагаемые доходы снизились существенно. Поэтому многие следят за скидками и стараются приурочить покупки к ним, отметил Сергей Хестанов.

Ситуация уже начала улучшаться. Как отметил ЦБ в аналитическом обзоре «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки», россияне продолжают уходить от сберегательной модели поведения. «По мере наращивания потребления на фоне восстановления экономической активности наблюдалось плавное замедление роста депозитного портфеля, свидетельствующее о продолжающемся постепенном отходе населения от сберегательной модели поведения, которое, по оценке Банка России, не создает существенных проинфляционных рисков», отмечалось в материалах регулятора.

Действительно, период наиболее жесткой экономии прошел, считает Сергей Хестанов. Частично потребительский спрос покрывается ростом кредитования. Однако ситуации могут быть разными: кто-то берет займы, чтобы погасить старый долг, а кто-то продолжает сберегать, подчеркнул эксперт.

По данным Росстата, за январь–июль реальные денежные доходы россиян выросли на 2,6%, тогда как в предыдущие четыре года динамика была отрицательной. Всё это время граждане жили в сберегательной модели поведения, и только теперь наметились первые признаки отказа от режима жесткой экономии. Оживление потребительского спроса косвенно подтверждается существенным ростом розничного кредитного портфеля банков: в июле он увеличился год к году на 19,7%. Таким образом, доходы растут медленнее, чем кредитование, и россияне реализуют отложенный спрос, накопившийся за годы жесткой экономии.

Татьяна ГЛАДЫШЕВА, Валентина ДОРОХОВА