Известия: Карты на стол: россияне удвоили переводы денег друг другу
Перечисление с карты на карту стало обычным делом для россиян: за год объем таких операций вырос вдвое, а средняя сумма перевода сократилась на 12% — до 8208 рублей, рассказали «Известиям» в банках из топ-30. Граждане таким образом пополняют кредитки, переводят деньги друзьям и родным, скидываются на дни рождения, а также возвращают долги. Но эксперты отмечают, что есть и другая, «серая» сторона этого рынка: отмывание и обналичивание преступных доходов, а также ведение предпринимательской деятельности без уплаты налогов. Несмотря на это, власти не спешат жестко контролировать переводы физлиц друг другу: может последовать бегство в кэш, а эти операции уже не отследить.
Рубль туда, рубль сюда
Банковские переводы граждан друг другу всё быстрее вытесняют наличные деньги из обращения. Объем таких операций в 2018 году вырос в среднем вдвое, рассказали «Известиям» в банках из топ-30. Их абсолютный размер в большинстве опрошенных «Известиями» кредитных организаций не раскрыли. В ВТБ его оценили в 38,6 млрд рублей, а в Абсолют банке — в 3,16 млрд рублей. По данным ЦБ, всего за девять месяцев этого года россияне перевели друг другу 19,2 трлн рублей. Это больше, чем за весь прошлый год.
А вот размер платежа снижается. В среднем он составляет 8,2 тыс. рублей. Это примерно на 10–12% меньше, чем в прошлом году, следует из данных ЦБ и статистики банков из топ-30. При этом в зависимости от банка средний перевод может сильно разниться — от 4 тыс. до 15,2 тыс. рублей. Максимальный платеж в МКБ составил 300 тыс. рублей, в банке «Открытие» — 140 тыс. рублей, в Сбербанке — 1 млн рублей. Операции такого объема — достаточно распространённое явление, добавили в кредитной организации.
Основная причина роста популярности перевода денег с карты на карту — простота и удобство сервиса, пояснили в Сбербанке. Чаще всего граждане пополняют свои карты в других банках, гасят кредиты, совершают переводы родственникам и друзьям, добавил директор цифрового бизнеса банка «Восточный» Алексей Казаков.
При помощи P2P-переводов принято скидываться на юбилеи и другие праздники, оплачивать билеты и бронировать гостиницы, отметили в «Русском стандарте». Нередко люди берут взаймы небольшую сумму, а потом возвращают ее на карту, отметили в кредитной организации.
Кроме того, резко выросло число предложений банков с хорошим процентом на остаток средств на пластике, а это альтернатива депозиту, пояснил советник председателя правления ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов.
Только бы не кэш
Удобство P2P-переводов оценили не только законопослушные граждане: сервис зачастую используется для отмывания доходов, полученных преступным путем, и обналичивания средств. Например, практикуется схема, при которой на счете физлица аккумулируется достаточно большая сумма, затем осуществляется множество мелких переводов другим гражданам, которые эти деньги снимают и отдают владельцу за комиссию, рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Обычно такие операции попадают в число сомнительных. По словам Анатолия Аксакова, явление не носит массового характера, но периодически встречается.
Есть и не такие криминальные схемы: оплата услуг самозанятых или ИП, перечисление денег за аренду квартиры. В таких случаях бюджет недополучает налоги. Однако пока о жестком регулировании этого сегмента платежей речи не идет, отметил депутат. Государству интереснее, чтобы люди использовали безналичные платежи, нежели уходили в кэш, где операции контролировать вовсе невозможно, пояснил он.
Жестко отслеживать P2P-переводы можно, но в этом нет особого экономического смысла, считает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. Банкам это невыгодно, а налоговой службе удобнее работать с крупными налогоплательщиками — польза для бюджета от этого больше, а затрат меньше, пояснил эксперт.
В ЦБ, ФНС, Минэкономразвития и Росфинмониторинге на момент написания материала не ответили на вопросы «Известий» о планах усилить контроль за P2P-переводами граждан. В пресс-службе Минфина вопросы «Известий» переадресовали регулятору.
В крупнейших банках «Известиям» рассказали, что не планируют усиливать самостоятельный контроль за Р2Р-переводами. Так, МКБ только собирается ввести возможность указывать назначение платежа, отметил начальник управления развития дистанционного банковского обслуживания Алексей Курзяков. Любые ограничения негативно влияют на качество клиентского сервиса, поэтому вводить их не планируется, добавил директор трансакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков.
Плата за комфорт
Рынок P2P-переводов в России очень противоречивый: с одной стороны, он важен, а с другой — его надо как-то контролировать, полагает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Так, правительство заинтересовано в повышении сбора налогов и сокращении занятости в теневом секторе. Развитие легкоконтролируемых безналичных расчетов и применение «антиотмывочного» закона позволяют решить эти задачи. В эту парадигму вписывается созданная ЦБ платформа для быстрых платежей — перевода средств между физлицами по номеру телефона, вне зависимости от того, в каком банке открыт счет. Система начнет работу в 2019-м и в первый год будет бесплатной для банков, в дальнейшем каждая операция будет стоить шесть рублей.
В то же время кредитные организации на фоне снижения ставок в экономике в течение четырех лет хотят всё большую часть операционных доходов получать в виде комиссий, добавил эксперт. Но он подчеркнул, что комиссии за переводы физлиц уже сейчас достигают 1–1,6% — их повышение может снизить интерес к безналичным расчетам.
На российском рынке действуют около 490 банков, и тарифная политика у каждого своя. Например, Связь-банк отменил комиссию за пополнение карты P2P-переводом, и это привело к росту числа платежей, подчеркнула директор департамента развития розничного бизнеса банка Наталья Карасева. В Альфа-банке небольшой перевод клиенту другого банка обходится в 30 рублей. В Сбербанке внутрибанковский перевод средств на карту, выданную в том же регионе, бесплатный, а на карту, выпущенную в другом субъекте, — 1% от суммы.
Если комиссии снизятся в несколько раз, население будет готово использовать безналичные переводы друг другу даже при условии жесткого контроля со стороны государства, считает Тимур Нигматуллин. Эксперт полагает, что введение системы быстрых платежей приведет к обелению экономики и ежегодно будет добавлять к росту ВВП до 0,1 п.п. Одновременно ускоренными темпами будет сокращаться теневой сектор экономики. Иными словами, россияне будут готовы выйти из «тени» и платить налоги в обмен на удобство.
Татьяна ГЛАДЫШЕВА, Инна ГРИГОРЬЕВА