Известия: Кризис — время начинать бизнес
Об экономическом кризисе принято говорить как о периоде, неблагоприятном для ведения, тем более для открытия бизнеса. Но вместо того чтобы в очередной раз повторять это суждение, попробуем разобраться, в чем суть нынешнего кризиса и по какому именно бизнесу он ударил сильнее всего. Во всех странах без исключения проблемы бизнеса обусловлены тем, что предприниматели не смогли или не захотели подстроиться под новые требования экономики и рынка, надеясь на то, что просадка доходов — это временное явление.
Есть несколько основных моментов, которые стоит учесть начинающим бизнесменам, решившим открыть свое дело сегодня.
Прежде всего, происходит переход на цифровую экономику: если ваш бизнес всё еще не вышел в онлайн, можно считать, что его нет. Вот простой и понятный пример. В небольшом жилом комплексе до кризиса было, скажем, 10 парикмахерских. Они вообще не занимались продвижением своих услуг, работали по старинке. Но люди шли туда, потому что привыкли и потому что знали, что за примерно одинаковую цену они получат везде один и тот же набор услуг схожего уровня. А в кризис из этих десяти выжили те три парикмахерские, владельцы которых не поленились по-новому заняться маркетингом, «поиграть» с ценами, включить в перечень услуг такие, которых не было у конкурентов. И сейчас они наверняка процветают. Вот почему кризис — очень удобный период для старта: именно в этом время многие бизнесы завершают свой путь. Это предприятия «из прошлого», и им проще и дешевле закрыться, чем вкладываться в освоение новых форматов. Именно для таких предприятий кризис и оказывается губительным.
Во-вторых, устаревшие бизнесы никому не нужны, а новых и качественных — мало. Ситуация сейчас выглядит неоднозначно: с одной стороны, рынок вроде бы заполнен. С другой — наблюдается дефицит бизнесов качественных, новой формации, настроенных на новую ценовую политику и новые реалии экономики в целом. Выиграет именно тот, кто начнет свое дело, в соответствии с современными запросами потребителей.
В сегменте B2B происходит то же самое. Сейчас велика потребность в создании видеоконтента у компаний из самых разных отраслей для продвижения их продуктов. Но на фоне того, что ролик в наши дни можно снять двумя телефонами, а смонтировать на ноутбуке, продолжает предлагать свои услуги «старая гвардия»: видеостудии с большим штатом, разделением труда, серьезной аппаратурой. Хороших специалистов при этом немного, а их услуги непомерно дороги. И если кто-то возьмется за создание нормального по качеству видео по умеренной цене, он, без сомнения, выиграет. Собственно, вывод тут один: возможностей начать свой бизнес существует масса, но при условии, что предприниматель будет вести его грамотно, то есть понимать актуальные требования клиентов, их ценовые запросы, правильно сумеет продвинуть свои услуги.
Наконец, будущее за предпринимателями, а не за предприятиями. Еще одна тенденция, набирающая силу в последнее время: индивидуализация бизнеса. В Голландии есть специальный термин для обозначения такого вида предпринимательства: на русский его можно перевести примерно как «юридическое лицо без персонала». Это не вполне то же самое, что наши ИП, скорее сейчас у нас так работают фрилансеры. Но в нашем представлении фрилансеры — это преимущественно люди творческих профессий: дизайнеры, журналисты, фотографы. На самом деле таковыми могут быть представители любой специальности: швеи, секретари, водители, строители, учителя, врачи — кто угодно. У любого специалиста (лично у него) могут быть свои заказчики и подрядчики, он может входить в проект и выходить из него, завершив работу.
За таким подходом, я уверена, будущее. Регулировать ценовую политику в данном случае, исходя из реальных спроса и предложения, помогут электронные платформы вроде Uber. Таким образом будущее бизнеса — это проекты и команды, которые буду формироваться на определенный срок и объединят разных свободных специалистов. А бизнесом нужно будет считать финансово успешный проект с конкретным результатом. Владельцы таких бизнесов должны будут основное внимание уделять умению оценивать рынок, собирать команды, привлекать финансы и, главное, создавать запланированный результат. Думаю, всё идет именно к тому, что бизнесменом сможет стать любой человек. Главное помнить, что бизнес — это управление процессами под свою ответственность. Формирование бизнес-гвардии — это не просто создание предприятий, это селекция лучших и сильнейших. И сделать это можно, передавая начинающим предпринимателям набор технологий и мотивируя их высоким доходом и общественным признанием.
Автор — бизнес-консультант.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Наталия ЗАКХАЙМ