Известия: Кудрин предлагает ужесточить выделение денег на стройки в регионах
Алексей Кудрин выступил с инициативой не выделять регионам денег из бюджета на строительство новых объектов, пока не завершены аналогичные старые, сроки по которым были сорваны. Об этом глава Счетной палаты (СП) заявил «Известиям». Контрольный орган уже готовит предложение по этому поводу для правительства. По оценке СП, в России около 12,1 тыс. незавершенных строек объемом 2,5 трлн рублей. Эксперты уверены, что мера позволит существенно ускорить темпы строительства и снизить коррупционную составляющую «долгостроев», однако для окончательного решения проблемы необходимо повышать уровень конкуренции в стране.
При принятии решения о выделении региону денег из бюджета на строительство необходимо анализировать ситуацию с аналогичными незавершенными объектами. Если таковые будут, то не нужно давать средства, пока не завершатся уже существующие стройки. Такие предложения в правительство сейчас разрабатывает Счетная палата, рассказал «Известиям» ее глава Алексей Кудрин. По его словам, эта мера сократит объемы долгостроев в регионах.
Как пояснили «Известиям» в Счетной палате, зачастую в субъектах с участием федерального бюджета строят школы, чтобы, например, решить проблему с обучением в три смены. Однако объекты не завершают, а региональные власти поднимают вопрос о деньгах на новые учебные заведения. Для избежания таких ситуаций также необходимо создать единую информационную базу действующих строек, в которой можно будет отслеживать статус каждого объекта. Счетная палата и Минэкономразвития уже договорились о создании такой системы, отметили в СП. Сейчас предложение Алексея Кудрина направлено в первую очередь на регионы, но после инвентаризации и анализа всего объема незавершенного строительства аналогичные правила можно ввести и в отношении ведомств, добавили там.
По данным Счетной палаты, объем незавершенного строительства за счет средств федерального бюджета за 2017 год вырос почти на 300 млрд рублей и достиг 2,5 трлн рублей. Всего «проблемных» проектов — 12,1 тыс. В это число входят строящиеся с опозданием, приостановленные, списанные объекты, а также проекты с полным отсутствием данных о них.
Сейчас освоение бюджетных средств зачастую сводится к расходам ради самих расходов. Вследствие этого обоснованность инвестиций не анализируется должным образом, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, подобное регулирование давно назрело. Причем более жесткое и дозированное финансирование не приведет к замедлению темпов развития экономики, уверена эксперт. Она пояснила, что если средства «зарыты», например, в фундамент, который так и не стал дорогой, то никакой добавленной стоимости не создано, хотя формально государство проинвестировало в экономику и «простимулировало» ее.
В пресс-службе Минэкономразвития не ответили на вопрос «Известий» о целесообразности предложения Счетной палаты и о том, как оно может повлиять на развитие экономики.
С актуальностью предлагаемого СП регулирования согласен директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Впрочем, он полагает, что таким образом правительство может отчасти устранить симптомы, но не искоренить проблему неэффективности расходов бюджетных средств. Дело в том, что в российской экономике чрезмерно велика доля государства — крупные тендеры, как правило, выигрывают госкомпании или близкие к государству частные организации. Позитивные сдвиги возможны далеко не всегда, если государство карает рублем само себя, замечает эксперт. Потому гораздо важнее обеспечить участие в госзакупках частных компаний на конкурентной основе — в таком случае эффективность расходов бюджета возросла бы намного больше, уверен Алексей Ведев.
Так или иначе, ужесточение контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств должно снизить коррупционную составляющую госпроектов, утверждает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он считает, что это сократит объем злоупотреблений и, наконец, приведет к персонализации ответственности руководителей проектов за их результат.
Самыми известными российскими долгостроями можно назвать космодром Восточный, стадион «Санкт-Петербург» и фондохранилище Эрмитажа в Петербурге. Так, указ о строительстве космодрома был выпущен в 2007 году, первый пуск должен был состояться в 2015-м. Однако фактически первая ракета стартовала в 2017 году. Контракт на строительство фондохранилища Эрмитажа был заключен в конце 2015 года, окончание было намечено на 2019-й. Уже в начале прошлого года инспекторы обнаружили существенное отставание строительства от графика, а в апреле стройка остановилась. По инициативе музея на подрядчиков были заведены уголовные дела. В середине 2018 года работы на объекте возобновили. Возведение футбольного стадиона в Санкт-Петербурге началось в 2007 году. Сроки его ввода в эксплуатацию переносились несколько раз. В итоге объект фактически был сдан в 2016 году, а период его строительства занял почти 10 лет. Примечательно, что итоговая стоимость строительства арены выросла по сравнению с первоначальной в 6,5 раза.
Дмитрий ГРИНКЕВИЧ