Известия: Нефтяники хотят компенсации за налоговый маневр

Вопрос о выплате компенсаций нефтяным компаниям при завершении налогового маневра в отрасли может быть затронут на заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Об этом сообщил «Известиям» источник в крупной нефтяной корпорации, знакомый с ходом подготовки мероприятия. Возможность включения этой темы в повестку встречи, которая состоится уже в начале следующей недели, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Как сообщил собеседник в отрасли, на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным главы нефтяных компаний планируют поднять вопрос предоставления бюджетных субсидий в связи с налоговым маневром. В Кремле подтвердили, что речь об этом действительно может зайти на заседании.

— Не исключаем обсуждения этой темы, — сказал, отвечая на вопрос «Известий», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он также уточнил, что первое за три года заседание комиссии по ТЭК при главе государства пройдет 27 июля.

Реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли началась в 2015 году. Два закона о его завершении Госдума приняла 24 июля нынешнего года. Документы, первый из которых предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй — в закон РФ «О таможенном тарифе», 28 июля были одобрены Советом Федерации. В начале августа их утвердил президент.

Принятые законы предполагают постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата. Начиная с 2019-го экспортная пошлина на нефть в течение шести лет будет снижаться с 30% на 5% в год. Одновременно с этим до 2021 года будет повышаться НДПИ на нефть.

За счет реформы правительство рассчитывает получить дополнительные доходы в размере до 1,6 трлн рублей в течение шести лет. Ранее такую оценку инициативе давал вице-премьер Дмитрий Козак.

Стоит отметить, что нефтяники уже обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В ходе обсуждения реформы они предупреждали, что из-за подорожания нефти на внутреннем рынке могут измениться и оптовые цены на нефтепродукты. Тогда кабмин пошел им навстречу — в маневре были предусмотрены два механизма: вычеты по акцизам (обратный акциз) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) идополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, который учитывает выгодность экспорта. При этом условием предоставления вычетов для НПЗ станет обязательная модернизация перерабатывающих производств.

Несмотря на это, и нефтяники, и топливные компании продолжают высказывать опасения по поводу роста цен на бензин выше инфляции в 2019 году. В апреле-мае нынешнего года поставки топлива в Европу стали выгоднее — курс рубля снизился, и это привело к тому, что оптовые цены на бензин превысили розничные. Для стабилизации ситуации стоит принять дополнительные меры, писал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша помощнику руководителя администрации президента и бывшему замглавы Министерства энергетики Кириллу Молодцову в середине августа. Из-за маневра отрасль уже лишилась порядка 800 млрд рублей — такие данные привел в своем недавнем письме к президенту глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Обсуждение дополнительных льгот — справедливое требование, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его оценкам, даже с учетом уже предоставленных льгот нефтяники заметно теряют в доходах. При этом нефтяные компании, в частности, за свой счет финансируют поиск новых месторождений и увеличивают добычу на уже существующих.

Повышение субсидий на 100–150 млрд рублей могло бы решить проблему, считает эксперт. По его мнению, новые льготы вряд ли будут одобрены, однако компенсации могут предоставить в адресном порядке.

Егор СОЗАЕВ-ГУРЬЕВ, Арсений ПОГОСЯН