Известия: Омлет и ныне там: с абсурдными требованиями к бизнесу решили покончить

США своей бестолковой экономической политикой сами вынуждают другие страны отказываться от расчетов в долларах и переходить на другие валюты. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, выступая на Х Гайдаровском форуме. Эксперты отмечают, что дедолларизация уже началась, однако для максимального ухода от американской денежной единицы необходимо желание наших торговых партнеров. Председатель правительства обратил внимание и на другой немаловажный фактор для экономического рывка России: необходимо облегчить работу бизнеса и отменить абсурдные требования к нему. Дмитрий Медведев привел и конкретный пример из общепита — санитарно-эпидемиологические требования к приготовлению омлета.

Гайдаровский форум, который традиционно проходит в январе, формирует актуальную экономическую повестку. На нем чиновники, предприниматели и эксперты обсуждают главные вопросы, стоящие перед Россией. Основными рисками для экономики остаются высокий уровень неопределенности, масштабы цифровой трансформации и необходимость постоянной модернизации инфраструктуры. Такое мнение высказал Дмитрий Медведев, выступая на пленарной дискуссии «Национальные цели развития и глобальные тренды».

Стимулы к дедолларизации

Активному росту международной экономики мешают агрессивные действия со стороны некоторых государств. В частности, США, которые вводят заградительные меры по отношению к ряду стран. Подобное поведение подталкивает к отказу от использования доллара во внешнеторговых расчетах в сторону рубля и других валют.

— Мы тоже расширяем использование рубля и других валют во внешнеторговых расчетах. Мы серьезно сократили свои вложения в американские казначейские облигации. Кстати, и недавний выпуск российских еврооблигаций был сделан в евро. Всё это — следствие агрессивной и, прямо скажем, зачастую просто бестолковой экономической политики Соединенных Штатов, — отметил премьер-министр.

Он добавил, что «идея о дедолларизации получает постоянные стимулы и от самого эмитента». Россия и ЕС также обсуждают, как оградить от односторонних санкций свои экономические связи с тем же Ираном. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов отметил, что Москва готова обсудить с Римом расчеты с Тегераном в условиях американских санкций. Во вторник министр экономики и финансов Италии Джованни Триа встретился в Москве с первым зампредом российского правительства.

В целом дедолларизация уже началась, заметила аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. В конце 2018 года было объявлено о переводе 30% расчетов на другие денежные единицы. Тогда же многие российские нефтяные компании заключили дополнительные соглашения к договорам поставок о возможности оплаты сделок в прочих валютах, отличных от доллара. Источник «Известий», близкий к правительству, добавил, что нефтяные компании готовы перейти на расчеты в евро.

Россия действительно уже расплачивается с некоторыми партнерами не долларами. Однако полный переход на трансакции в других денежных единицах будет зависеть не только от Москвы — важно, насколько этого захотят наши партнеры, заметил замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его словам, для полномасштабного перехода на евро необходимо, чтобы стабилизировалась политическая ситуация в ЕС, а в юанях — чтобы Китай ушел от политики ручного управления курсом своей денежной единицы.

Минувшее десятилетие принесло немало вызовов, констатировал глава кабмина. Для их преодоления, по словам Дмитрия Медведева, правительство утвердило 12 национальных проектов, которые основаны на последнем майском указе президента. Их реализация позволила сделать госстратегию развития более адресной. Именно реальная экономика напрямую затрагивает интересы каждого гражданина — в частности, обеспечивает рост производительности труда и расширение возможностей самореализации.

В результате исполнения указа Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. Ведущие зарубежные эксперты, принимающие участие в форуме, подтверждают, что ряд отраслей российской экономики уже входят в число мировых лидеров и играют всё более активную роль в формировании глобальной повестки.

На примере омлета

Для экономического рывка РФ необходимо снизить нагрузку на бизнес и пересмотреть обязательные требования к нему. Эта задача, по словам Дмитрия Медведева, может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины. Для снятия барьеров перед предпринимателями было поручено к 1 февраля 2020 года разработать «дорожную карту» и провести инвентаризацию контрольно-надзорных требований.

Абсурдность ряда закрепленных норм для бизнеса премьер продемонстрировал на примере санитарно-эпидемиологических требований к приготовлению омлета.

— В сфере санитарно-эпидемиологического регулирования есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания — по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета, — отметил глава кабмина. — Дословно это звучит таким образом: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя. Таких абсурдных требований, в общем, предостаточно.

Пересмотр обязательных норм для бизнеса начался еще в 2017 году, однако эта работа продвигалась крайне медленно. Всего к предпринимателям предъявляется примерно 2 млн требований, оценивал ранее для «Известий» бывший министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Отменить удалось лишь несколько сотен, а эффект от их комплексного пересмотра оценивается примерно в 3% ВВП, или 2,6 трлн рублей.

Помимо приведенного Дмитрием Медведевым примера с приготовлением омлета есть и другие избыточные требования к предпринимателям. Например, чтобы в магазинах расстояние от ламп до товаров было не менее полуметра, а алкоголь хранился на складе отдельно от других продуктов.

В правительстве уже создана специальная рабочая группа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, рассказал «Известиям» член экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Теперь, по его словам, необходимо «отстроить механизм гильотины». При ревизии правил чиновники сфокусируются на тех, что были установлены до 2010 года — когда появилась оценка регулирующего воздействия.

Не пересмотренные требования будут признаны утратившими силу, а затем отменены, пояснили в Минэкономразвития. Это позволит предпринимателям сосредоточиться непосредственно на своей деятельности. Что в результате упростит ведение бизнеса, улучшит инвестклимат и увеличит количество малых и средних предприятий.

Естественный прирост

Для улучшения демографической ситуации в России необходимо добиться интеграции двух подходов: усиления пронатализма (поощрения роста рождаемости) и борьбы с высокой смертностью, заявила в первый день работы Гайдаровского форума вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, именно такая методология заложена в планы правительства и ключевые проекты по демографии и здравоохранению. А министр здравоохранения Вероника Скворцова отметила, что достичь средней продолжительности жизни свыше 80 лет к 2030 году можно одним способом — снижая предотвратимую смертность.

Татьяна Голикова пояснила, что экономически развитые страны, которые тоже испытывают дефицит рождаемости, идут по пути увеличения продолжительности жизни. В таких государствах политика пронатализма не имеет большого смысла, так как финансовые затраты на поощрение деторождения не окупаются демографическими результатами — средства идут, как правило, семьям мигрантов. Но в этих странах высокая плотность населения и небольшие территории, поэтому их опыт неприменим к России.

Есть страны с большой территорией и высоким уровнем рождаемости, например Китай. Демографическая политика КНР всё время меняется: рождаемость то ограничивается, то стимулируется. Наша страна в этом отношении уникальна.

— Очевидно, что территория России, протяженность которой больше 10 тыс. км, с неравномерной низкой плотностью населения людей (8,6 на 1 кв. км) формулирует дополнительные задачи по увеличению народонаселения, — сказала вице-премьер.

По ее словам, увеличить численность населения и восстановить его естественный прирост необходимо не только мерами по мотивированию семей к деторождению. Поэтому ряд мероприятий национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» нацелены на повышение продолжительности жизни уже родившихся поколений.

Татьяна Голикова заявила, что проекты по снижению смертности, реализуемые в России с 2005 года, уже дали ощутимый эффект.

— Смертность трудоспособного населения за последние десять лет снизилась на 44%. Сохранено почти 216 тыс. человеческих жизней, — отметила она.

Однако для достижения естественного прироста населения надо сохранить еще 162 тыс. человеческих жизней, причем жизней в трудоспособном возрасте.

— Мы рассчитываем на то, что негативная тенденция, которая сейчас складывается по естественной убыли населения, начнет меняться в 2023–2024 годах, — заявила вице-премьер. — Впервые мы выделяем отдельные мероприятия по формированию здоровья на производстве в рамках демографического проекта.

Не лечить, а предупреждать

Основной упор будет сделан не только на борьбу с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, но и на создание условий, препятствующих развитию у рабочих так называемых традиционных заболеваний, формирующих причины нетрудоспособности. Планируется перейти от борьбы с последствиями болезней к их предупреждению.

Эти меры будут приниматься в рамках нацпроекта «Здравоохранение», который министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала одним из самых значимых. В него вошли восемь федеральных проектов, которые были утверждены в декабре 2018 года: «Первичная медицинская помощь», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Онкологические заболевания», «Детское здравоохранение», «Национальные исследовательские медицинские центры», «Квалифицированные кадры», «Цифровая медицина» и «Экспорт услуг».

Результатом реализации этих проектов должно быть снижение смертности населения трудоспособного возраста к 2024 году на 26% по сравнению с 2017 годом (с 473,4 случая до 350 случаев на 100 тыс. населения). Снижение смертности от болезней кровообращения планируется на 23,4% (с 587,6 в 2017 году до 450 на 100 тыс. населения в 2024 году). Снижение смертности от новообразований должно за этот же период произойти на 7,8% (с 200,6 случая до 185). Также ожидается снижение младенческой смертности на 19,6% (с 5,6 до 4,5 на 1 тыс. родившихся детей).

— Одна из важнейших национальных целей страны — это достижение средней продолжительности жизни свыше 80 лет к 2030 году, — сказала министр. — Достичь ее можно только одним способом — снижая предотвратимую смертность. Для этого нам надо уже в 2024 году сохранить дополнительно 230 тыс. жизней. Самый большой ресурс (88%) кроется в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. 203 тыс. жизней из 230 тыс. мы можем сохранить за счет решения этой проблемы. 23 тыс. — за счет усовершенствования противоонкологической системы. 3 тыс. — за счет улучшения детской инфраструктуры.

По ее словам, не менее 50% вклада в сохранение общего показателя жизни вносит первичная медико-санитарная помощь.

Вице-премьер отметила, что ежегодно в стране Фондом социального страхования регистрируется 27 млн случаев временной нетрудоспособности работающих граждан.

— Если мы будем плотно этим заниматься, как и планируем, это позволит за десятилетний период сохранить трудовые ресурсы и обеспечить изменение структуры рабочей силы в пользу более молодых, — считает Татьяна Голикова.

Оценить бедность

Помимо демографии вице-премьер затронула и проблему бедности. Количество россиян, находящихся за ее чертой, уменьшилось по сравнению с прошлым годом. По данным за девять месяцев 2017 года, уровень бедности составлял 13,8%, за тот же период 2018 года — 13,3%.

Татьяна Голикова предложила переосмыслить подходы к измерению уровня бедности в России и усовершенствовать стандарт его оценки. В Минтруде создана рабочая группа, которая к 2020 году должна представить новую методику. Об этом вице-премьер рассказала на панельной дискуссии «Социальная триада: демография–занятость–доходы».

— В короткий период нам предстоит по-новому осмыслить сами подходы к оценке бедности, ее измерению, перейти на более современные стандарты. Сейчас, как правило, применяется абсолютный: бедность как отношение к стандарту уровня жизни. Это подход, который основан на стандарте прожиточного минимума, — сказала Голикова.

По мнению вице-премьера, уровень бедности связан с уровнем образования. Самый низкий риск бедности у россиян с высшим образованием, самый высокий — у тех, кто получил общее.

Инна ГРИГОРЬЕВА, Павел ПАНОВ, Татьяна ГЛАДЫШЕВА, Валерия НОДЕЛЬМАН