Известия: Особые экономические зоны привлекли 300 млрд рублей инвестиций

Особые экономические зоны (ОЭЗ) с момента их появления в России в 2005 году привлекли инвестиций почти на 300 млрд рублей, а объем уплаченных резидентами налогов составил 34 млрд рублей. Об этом говорится в отчете Минэкономразвития, направленном в правительство (есть у «Известий»). При этом министерство называет эффективными только ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов. Туристические, а также портовые площадки в Минэкономразвития признали наименее эффективными.

ОЭЗ всех типов в целом оказались эффективными на 75%, говорится в документах Минэкономразвития. Эффективность работы площадок министерство оценивало, в частности, по количеству резидентов, созданных рабочих мест, объему инвестиций, размеру выручки, а также по количеству перечисленных налогов и таможенных платежей.

Наиболее эффективными признаны зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типов. Они получили высшую оценку — 100%. Особенно успешными оказались площадки в Липецкой и Тульской областях, а также в Татарстане.

Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» (зона промышленно-производственного типа в Татарстане, работает с 2007 года) Тимур Шагивалеев рассказал «Известиям», что главный акцент в работе ОЭЗ был с самого начала сделан на развитии инфраструктуры. При этом 80% из $3 млрд инвестиций резидентов ОЭЗ «Алабуга» приходится на иностранные компании, добавил он. На площадке работают предприниматели из США, Европы и Турции, ведется поиск китайских инвесторов, сообщил Тимур Шагивалеев.

В пресс-службе администрации Липецкой области «Известиям» рассказали, что общий объем инвестиций в ОЭЗ «Липецк» превысил 190 млрд рублей. На площадку удалось привлечь 54 компании-резидента из России и 16 стран мира, среди которых США, Германия, Франция, Израиль. Япония и Республика Корея. В регионе фиксируется стабильный интерес к ОЭЗ со стороны европейских и американских инвесторов, несмотря на санкции. В Липецкой области отмечают, что на эффективности ОЭЗ сказались благоприятный инвестиционный климат, удачное расположение области, налоговые и таможенные преференции.

В пресс-службе администрации Тульской области не ответили на вопросы «Известий» о работе ОЭЗ в регионе.

Наименее эффективными оказались туристско-рекреационные и портовые зоны. Минэкономразвития оценило их функционирование на 44% и 40% соответственно. Наименьшую оценку министерство присвоило Чеченской Республике — 16%. Затем идут зоны в Карачаево-Черкесии (33%) и Ульяновской области (40%).

В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» неэффективность туристических ОЭЗ объяснили тем, что создание инфраструктуры в них еще не завершено. Именно это и препятствует привлечению новых резидентов, а также активной деятельности уже работающих на площадках предпринимателей.

— В ОЭЗ на территории Чеченской Республики первые резиденты появились только недавно, — подчеркнули в министерстве, добавив, что речи о закрытии туристических площадок не идет.

В администрациях Чеченской Республики и Карачаево-Черкесии оперативно не ответили на вопросы «Известий».

Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалкин сообщил «Известиям», что оценка эффективности портовой ОЭЗ в регионе не учитывает ее особенностей. Сейчас на площадке уже завершено строительство объектов инфраструктуры, и на данный момент зарегистрирован 21 резидент, добавил он.

Также к неэффективным причислена зона в Псковской области. Ее работу оценили на 42%. При этом площадка в Пскове — промышленно-производственного типа. В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что ОЭЗ в Псковской области — достаточно молодая: больше половины резидентов привлечены в 2017 году.

В пресс-службе губернатора Псковской области «Известиям» рассказали, что на начало 2018 года в ОЭЗ было зарегистрировано девять резидентов. Они планируют вложить 4,7 млрд рублей и создать 778 рабочих мест. А 4 июля 2018 года Минпромторг одобрил проект в псковской ОЭЗ с объемом инвестиций 19 млрд рублей до 2022 года. Этот факт не позволяет называть работу ОЭЗ в Пскове неэффективной, уверены в администрации региона.

При 524 млрд рублей выручки и 292 млрд рублей инвестиций резиденты всех ОЭЗ заплатили налогов на сумму 34 млрд рублей, а таможенных платежей — на сумму 33,2 млрд рублей. Планы по налоговым и таможенным поступлениям превышены на 4%, отмечается в документе Минэкономразвития. Управляющие компании построили на территориях ОЭЗ 761 объект инфраструктуры, однако на конец 2017 года осталось 22 млрд рублей неосвоенных бюджетных средств, выделенных на эти цели.

В России сейчас действуют 22 особых экономических зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ часто подвергались критике. Например, Счетная палата отмечала, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 году по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗ. Большая часть из них были туристического и портового типов.

Теперь же в Минэкономразвития эффективность ОЭЗ объясняют наличием конкурентных преимуществ. Речь идет о готовой инфраструктуре, подведенной к земельному участку инвестора, льготной аренде земельных участков и возможности их покупки по сниженным ценам, а также о таможенных преференциях и налоговых льготах.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. В августе 2017 года бывший замминистра экономического развития Александр Цыбульский, который курировал работу ОЭЗ, говорил в интервью «Известиям», что Минэкономразвития фиксирует всплеск интереса к ОЭЗ среди европейского и американского бизнеса, несмотря на непростую геополитическую обстановку.

Основные проблемы особых экономических зон связаны с тем, что потенциальным инвесторам сложно прогнозировать свою работу в России на срок более пяти лет, констатировал профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. Инвестор в конечном счете зависит от того, как выстроятся его взаимоотношения с администрацией площадок и региональным правительством, а порядок их взаимодействия нигде не прописан. В последние годы на потенциальных резидентов ОЭЗ негативно влияет общемировая экономическая ситуация, добавил эксперт.

Основные минусы работы ОЭЗ связаны с их большой удаленностью от побережья и крупных зарубежных рынков, что ограничивает их экспортные возможности, а соответственно, и приток иностранных инвесторов, отметил старший научный сотрудник лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степан Земцов. Однако, несмотря на это, все поставленные перед ОЭЗ значения целевых индикаторов в целом достигнуты, констатировал эксперт.

Минэкономразвития планирует совершенствовать механизм ОЭЗ, отметили в пресс-службе ведомства. Сейчас подготовлен законопроект, который сократит сроки получения статуса резидента.

Инна ГРИГОРЬЕВА, Елена ЛАДИЛОВА