Известия: Полный безнал: к 2021 году все онлайн-магазины обяжут принимать карты

С 2021 года все интернет-магазины вне зависимости от оборота планируют обязать принимать к оплате банковские карты. Соответствующий законопроект сейчас разрабатывает комитет Госдумы по финансовому рынку. Об этом «Известиям» рассказал его председатель Анатолий Аксаков. В Центробанке в целом поддержали инициативу. По словам экспертов, новация будет способствовать увеличению безналичного оборота и обелению рынка интернет-торговли. Впрочем, успешной реализации законопроекта помешает стоимость эквайринга (прием карт к оплате) для предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас они платят комиссию за безналичные операции — до 7%, тогда как в Европе она составляет 0,5–0,7%, а в Китае — не более 0,45%.

Документ будет готов в октябре, рассказал «Известиям» Анатолий Аксаков. Поправки планируется внести в закон «О защите прав потребителей». Сейчас к оплате банковские карты должны принимать интернет-магазины с оборотом от 40 млн рублей. Законопроектом, который разрабатывает комитет по финрынку, планируется с 1 июля 2019 года обязать принимать к оплате «пластик» все онлайн-точки торговли с оборотом не менее 20 млн рублей, а с 2021 года снизить этот порог до нуля.

Центробанк поддерживает инициативу по уменьшению оборота до 20 млн рублей, а в дальнейшем и ниже, поскольку это в том числе содействует росту безналичных операций, заявили «Известиям» в пресс-службе Банка России. Вектор развития, направленный на снижение доли наличных платежей, верный, указали в пресс-службе Минэкономразвития. Там добавили, что это способствует повышению качества финансовых услуг, а также снижению процента «серых» денег в экономике. Система уже показала высокий уровень устойчивости к снижению оборота торговых точек, обязанных принимать карты: ранее планка составляла 120 млн рублей, добавили в министерстве.

Новация направлена на повышение удобства потребителей при расчетах за товары, приобретенные в интернете, добавил председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Он подчеркнул, что сейчас до 80% покупок в сети оплачивается наличными, что может способствовать деятельности торговцев контрафактом и серым импортом.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) также уверены, что снижение до нуля оборота интернет-магазинов, обязанных принимать к оплате «пластик», будет способствовать обелению рынка. При переходе на прием карт необходимо с одним из банков заключить договор эквайринга, для подписания соответствующего соглашения в кредитную организацию обязательно предоставляются учредительные документы, выписки из налоговой, отметил президент АКИТ Артем Соколов. Тщательные проверки со стороны банков дают уверенность в том, что интернет-магазин не нарушает требования законодательства, считает он.

К 2021 году доля покупателей, предпочитающих оплачивать покупки в интернет-магазине наличными, будет крайне низкой, уверен директор по развитию «БКС Премьер» Антон Граборов. Уже сейчас технологии безналичной оплаты достигли высокого уровня: для физической оплаты через мобильный pos-терминал используется бесконтактная оплата картой или смартфоном, а для платежей на сайтах интернет-магазинов применяются удобные технологии наподобие Masterpass. Они позволяют не вводить каждый раз номер и срок действия карты, эти данные находятся в безопасном хранилище платежной системы, пояснил он. В течение ближайших трех лет те интернет-магазины, которые не введут для клиентов безналичную оплату, проиграют в конкурентной борьбе, считает Антон Граборов.

Но при реализации новации нужно учитывать стоимость эквайринга: сейчас он обходится крупному бизнесу в 1,6–2,5% от суммы операции, а малому и среднему — в пределах 7%, подчеркнул Артем Соколов. Очевидно, что малому бизнесу выгоднее работать с наличными, добавил эксперт. По его словам, необходимо снизить стоимость эквайринга для небольших компаний. В Китае комиссия составляет 0,45% у госбанков, а у частных и вовсе 0%, в Европе — 0,5–0,7%, указал Артем Соколов.

По прогнозам ЦБ, в 2018 году доля безналичного оборота в стране превысит 55%. По оценкам первого зампреда регулятора Ольги Скоробогатовой, еще в 2016 году этот показатель составлял 40%.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ