Известия: Приморский «Афрамакс»: Россия начала строить свои нефтяные танкеры

В Приморском крае впервые в России началось серийное производство нефтяных танкеров класса «Афрамакс». Появление собственных современных крупнотоннажных судов — вопрос национальной безопасности, отмечают в ПАО НК «Роснефть». Компания и администрация Приморского края подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве.

Серийное производство танкеров «Афрамакс» для перевозки нефти и нефтепродуктов стартовало на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень в Приморье. В церемонии резки металла для второго судна дедвейтом 114 тыс. т вчера приняли участие главный исполнительный директор ПАО НК «Роснефть» Игорь Сечин и временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края Олег Кожемяко.

Закладка головного танкера состоялась в ходе визита на ССК «Звезда» президента Владимира Путина 11 сентября 2018 года. Спуск на воду запланирован на 2020 год.

Как рассказал вчера Игорь Сечин, первая часть производственных мощностей верфи введена в эксплуатацию в 2016–2017 годах. Также возводится самый большой в России сухой док — с опережением графика на год. «Роснефть» уже заключила контракты на строительство 25 судов.

Игорь Сечин подчеркнул, что создание современной верфи крупнотоннажного судостроения ведется по поручению президента. Начало выпуска «Афрамаксов» имеет особое значение для всей страны, так как это не просто показатель роста технологического и производственного потенциала, но и вопрос национальной безопасности и независимости.

Это новая эра в судостроении, отметил врио главы Приморского края Олег Кожемяко.

— Такие суда в России никто не строил. И я уверен, что судостроители справятся со всеми планами и графиками, сдадут первое судно в срок. А после пойдут новые заказы, что позволит обеспечить поступления в региональный бюджет, создать новые рабочие места, — подчеркнул он.

По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, в стране не раз поднимался вопрос о том, что российские нефтегазовые компании должны стать гарантом развития отечественного судостроения.

— Только они могут гарантировать значительные объемы заказов, подкрепленных необходимыми средствами, — отметил он.

То, что Россия начинает производить такие танкеры, очень важно, отметил эксперт.

— Плюс у нас сейчас развивается производство более компактных атомных реакторов и вскоре могут начать строиться мощные суда, позволяющие ломать лед толщиной 2,5 м и обеспечить судоходство и добычу в тех регионах, которые сейчас из-за сложной ледовой обстановки малодоступны. А это можно делать, опираясь на созданную техническую базу, которую должны профинансировать в том числе нефтегазовые компании, а также на существующие научные наработки, — рассказал Александр Фролов.

«Роснефть» строит верфь с 2015 года фактически с нуля, в рекордно короткие сроки создавая спусковые и гидротехнические сооружения с применением технологий крупносекционной сборки. На сухом доке можно будет строить буровые платформы, супертанкеры, газовозы и другую крупнотоннажную морскую технику. В том числе и для работы в Арктике — в самом чувствительном для развития современных транспортных артерий регионе.

«Звезда» была выбрана в качестве площадки для строительства серии ледоколов «Лидер» — трех сверхмощных гигантов (по 120 мегаватт каждый), которые смогут обеспечить круглогодичную проходку кораблей по Северному морскому пути. Проект беспрецедентный не только для России, но и для всего мира. Обеспечить проходку крупнотоннажных судов во льдах толщиной более 4 м, да еще и с экономически привлекательной скоростью, — такого в мире еще не делал никто. По сути, «Роснефть» формирует один из крупнейших судостроительных кластеров в стратегически важном регионе — АТР. И в результате Россия вполне может занять свое собственное место — нишу на глобальном судостроительном рынке. А судостроение, как известно, является локомотивом для многих других отраслей, так что расчет идет на мультипликативный эффект: речь идет о постепенной модернизации оборудования и кадров на десятках или даже сотнях предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также, возможно, и других регионов страны.

На предприятии уже работает порядка 1,5 тыс. человек, но к 2024 году количество квалифицированных сотрудников должно достичь 7,5 тыс. человек. Под такое количество работников подводится и инфраструктура — квартиры, детские сады и школы, больницы и поликлиники, а также иные коммунальные объекты. К 2023 году, как запланировано, будет построен целый специализированный квартал на 5,5 тыс. квартир.

В рамках мероприятия на «Звезде» «Роснефть» также подписала соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Приморским краем. Оно в том числе предусматривает мероприятия в рамках проекта создания нефтехимического комплекса Восточной нефтехимической компании, модернизацию социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры города Большой Камень, где строится судоверфь. Еще одно направление — обеспечение потребностей региона в основных видах нефтепродуктов и контроль за их качеством. Будет рассмотрена возможность строительства новых автозаправочных комплексов и реконструкции действующих.

Елизавета ПЕТРОВА