Известия: Притянуло магнитом: почта открывает отделения в магазинах

Отделения «Почты России» открылись в гипермаркетах «Магнит». Об этом «Известиям» рассказали в почтовом операторе, информацию подтвердили в торговой сети. Соответствующий пилотный проект в этом месяце уже стартовал в восьми регионах России. В таких точках клиенты могут получать и отправлять посылки, заказные письма, а также совершать коммунальные платежи. Участники рынка указывают на то, что сейчас в России наметился общий тренд на трансформацию традиционных магазинов в маркетплейсы. Теперь в них можно купить не только продукты, но и, например, снять наличные с карты на кассе или сфотографироваться на паспорт в фотоателье.

С декабря 2018 года «Почта России» тестирует новый формат работы отделений связи. Они открываются в гипермаркетах торговой сети «Магнит». Сейчас уже действуют 10 подобных почтовых отделений в восьми регионах России: Башкирии, Татарстане, Ростовской, Свердловской, Омской, Московской, Воронежской и Новгородской областях, рассказали «Известиям» в почтовом операторе. Пилотный проект продлится до конца второго квартала 2019 года. По итогам, может быть принято решение о его расширении.

Отделения «Почты России» в гипермаркетах будут предоставлять клиентам почтовые и финансовые услуги, такие как прием и отправка отправлений (включая посылки и заказные письма), совершение коммунальных и других платежей, рассказали в почтовом операторе. Также клиенты смогут оформить простую электронную подпись для получения отправлений без заполнения бумажных квитанций и предъявления паспорта. «Почта России» будет арендовать площади, уточнили в почтовом операторе.

Торговые точки постоянно развиваются и уже представляют собой не привычный магазин, а сочетание удобных и разнообразных возможностей для покупателей, подчеркнули в пресс-службе «Магнита».

В России действительно развивается формат shop-in-shop, то есть магазин в магазине, отметил в беседе с «Известиями» председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Это может быть независимый розничный оператор, который арендует площадь у «якорного», либо сама сеть делает зону с отдельной кассой для продажи подакцизных товаров: алкоголя и сигарет.

Гипермаркеты активно используют оба варианта. Напротив кассовых зон «Ашана» всегда есть ряд различных продавцов — аптеки, фотоателье, химчистки, отделения банков, отметил эксперт. Таким образом, постепенно российские супермаркеты начинают превращаться в маркетплейсы, где можно не только купить продукты, но и получить дополнительные услуги.

Также несколько российских банков в начале этого года начали тестировать возможность снятия наличных с банковских карт на кассах магазинов. Это в первую очередь востребованно в отдаленных селах и деревнях, где нет банковских отделений. Мера призвана убить одним выстрелом двух зайцев: обеспечить доступность финансовых услуг населению отдаленных регионов и при этом не тратиться на установку отдельных банкоматов или открытие отделений.

На Западе также развит подход, при котором магазины и заправки существуют под одной крышей, а достижение определенной суммы покупок может дать скидку на приобретение бензина. Однако в России такая система не распространена, поскольку бизнес АЗС низкомаржинален, отметил Андрей Карпов.

Такое соседство будет выгодно всем сторонам, уверен президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. Он отметил, что «Магнит» сможет заработать на субаренде своих помещений, которые отдаст в использование «Почте России». Она будет использовать трафик торговой сети. А гражданам можно не ходить в два разных места за продуктами и на почту.

Эксперт подчеркнул, что «Магнит» и «Почта России» развивают идею, которую уже осуществила компания X5 retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») на площадях своих дискаунтеров. Так, в «Пятерочке» можно получить товары, заказанные в интернет-магазинах.

При этом в «Почте России» не исключили, что в будущем будут договариваться об открытии своих отделений с другими ритейлерами, например с X5. В пресс-службе Х5 не ответили на вопрос «Известий», интересно ли им партнерство с национальным почтовым оператором.

Инна ГРИГОРЬЕВНА, Евгения ПЕРЦЕВА