Известия: Триллион тут, триллион там: бюджет на трехлетку прошел второе чтение

Депутаты Госдумы при принятии во втором чтении проекта бюджета на 2019–2021 годы одобрили поправки на 2,7 трлн рублей. Однако общий объем расходов казны при этом не изменился: средства были перераспределены внутри документа. Регионы в ближайшие три года получат на 1 трлн рублей больше, чем планировалось ранее. В целом новый финансовый документ страны эксперты назвали более сбалансированным, чем в предыдущие годы, но подчеркнули, что существенная часть его поступлений будет обеспечена за счет увеличения налоговой нагрузки.

В ближайшие три года бюджет России предусмотрен с профицитом. В 2019 году планируется заработать 19,9 трлн, в 2020-м — 20,2 трлн и в 2021-м — 21 трлн рублей. Расходы составят 18, 19 и 20 трлн рублей соответственно. Еще в прошлом году финансовые планы государства были более пессимистичными — бюджет на 2019 год планировался с дефицитом.

Поправки, внесенные правительством и депутатами ко второму чтению, принципиально не меняют структуру расходов. Хотя внутри документа они перераспределяют траты на 2,7 трлн рублей. При подготовке бюджета к данному этапу рабочая группа, по словам Андрея Макарова, решала две основные задачи: распределить средства, предусмотренные на нацпроекты, и конкретизировать, сколько получат регионы.

Субъектам выделят больше, чем планировалось изначально. Так, по словам Андрея Макарова, в 2019–2021 годах межбюджетные трансферты с учетом нацпроектов составят 2,27, 2,3 и 2,7 трлн рублей соответственно. Ранее для регионов было предусмотрено 2,1 трлн, 2,15 трлн и 2 трлн рублей на предстоящую трехлетку.

Изменения коснулись и транспортной инфраструктуры. На дорожное хозяйство определили почти 300 млрд рублей на три года, на капвложения в госсобственность в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — 250 млрд рублей. Однако в общей сложности этот план урезали на 44 млрд рублей. В предыдущей версии бюджета он стоил 1,075 трлн рублей, теперь — 1,031 трлн.

Объем национальных проектов в новом варианте бюджета практически не изменился. За три года их финансирование решили увеличить всего на 40 млрд рублей — теперь государство вложит в них 5,7 трлн.

Как ранее говорил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, этих денег не хватит для реализации нацпроектов исходя из текущей версии их паспортов. По его подсчетам, суммарно недостает около 1,2 трлн рублей на ближайшие три года.

Новый бюджет более сбалансирован по сравнению с бюджетам предыдущих лет, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Например, в 2018 году государство инвестировало в основном в локальные проекты, не ведущие к росту экономики в целом по стране. План на 2019–2021 годы распределяет расходы по регионам более равномерно.

Одним из позитивных моментов в новом трехлетнем плане стало снижение зависимости от нефти и газа как основных товаров российского экспорта. Доля «выручки» от продажи углеводородов сократится с 46,5% в 2018 году до 38,2% в 2021-м.

Впрочем, в новом бюджете по сравнению с предыдущим есть и негативные моменты, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Так, несмотря на снижение зависимости доходов государства от цен на нефть, существенный объем дополнительной «выручки» обеспечивает увеличение налоговой нагрузки, например, рост НДС. По мнению эксперта, это демонстрирует отсутствие значимых изменений в структуре экономики.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ