Известия: Частный бизнес займется госуслугами

Правительство намерено передать внешним исполнителям — бизнесу и некоммерческим организациям — часть государственных и муниципальных социальных услуг. Речь идет о сферах образования, здравоохранения и соцзащиты, а также об услугах в области спорта, физической культуры и туризма. Такую инициативу Минфина одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказали «Известиям» два источника, знакомых с итогами заседания. Нововведение должно повысить доступность и качество соцуслуг для граждан, рассчитывают авторы документа.

Доработанный проект поправок в закон о государственном (муниципальном) социальном заказе (есть у «Известий») предлагает считать социальные услуги государственным или муниципальным заказом. Авторы документа рекомендуют «поделиться» бюджетным финансированием не только с госструктурами, но также с бизнесом и НКО, действующими в сферах образования, здравоохранения, соцзащиты, спорта, физической культуры и туризма. Это может быть, например, организация спортивных и образовательных секций, кружков для детей или уход за больными и пожилыми людьми — работа сиделок, покупка продуктов и уборка квартир.

Определять исполнителей госуслуг будут на конкурсах, порядок проведения которых установит правительство, региональные или муниципальные власти. Побороться за казенные деньги смогут лишь те организации, которые не находятся в состоянии банкротства, не являются офшорными компаниями и не имеют проблем с налоговой отчетностью. Кроме того, руководители предприятий-претендентов не должны иметь непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или против личности. Также чиновники смогут создавать публичные реестры, из которых исполнителей соцуслуг и будут выбирать граждане, имеющие сертификаты (именные документы, дающие право на получение конкретных социальных услуг на определенную сумму). Порядок формирования таких списков определит кабмин.

При этом граждане смогут сообщать чиновникам о ненадлежащем качестве оказанной соцуслуги, после чего те обязаны будут разобраться и обеспечить исполнение работы. Если жалоба будет признана обоснованной либо исполнитель допустит нарушение более трех раз, компания рискует лишиться контракта и попасть в список недобросовестных поставщиков услуг.

Цель проекта — повышение качества оказания социальных услуг, объясняют авторы документа. Привлечение бизнеса и НКО поможет добиться большей доступности госуслуг для населения, надеются в Минфине. Сертификаты в сфере дополнительного образования детей позволят негосударственным организациям (кружкам, секциям) отказаться от взимания платы с родителей. Кроме того, публичность данных об объеме государственных и муниципальных услуг повысит прозрачность этой сферы как для потребителей, так и для бизнеса. Ранее в министерстве подчеркивали, что проект не обязывает субъекты и муниципалитеты «использовать конкурентные способы» отбора исполнителей, а лишь создает для этого правовое поле — они могут использовать и действующие механизмы.

Проект открывает доступ в систему оказания госуслуг бизнесу — например, частным спортивным школам, кружкам и не только, подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Речь, по его словам, идет о всей социальной сфере.

— У граждан появится больше возможностей по защите своих прав. Сейчас, по сути, если вас не устраивает качество преподавания в кружке или секции, то основной способ защиты — забрать оттуда ребенка, — отметил он. — Если же организация войдет в систему предоставления государственных социальных услуг, то число инстанций, куда можно пожаловаться, увеличится. В случае предоставления некачественных услуг такая организация будет исключаться из системы.

В проекте не раскрыт перечень оснований для расторжения соглашений, отметил глава антимонопольной практики юркомпании Art de lex Ярослав Кулик. Так, пункт о несоблюдении требований к качеству или условиям оказания услуг пока представляется довольно абстрактным: в одном случае это будет существенным нарушением, а в другом — нет, сказал он. А учитывая, что речь идет о работе с гражданами, трех жалоб может оказаться достаточно для расторжения договора, подчеркнул эксперт.

Татьяна БЕРСЕНЕВА, Марина ЮРШИНА