Известия: Четырехпроцентный ориентир

Ключевая цель государственной денежно-кредитной политики в ближайшие годы — сохранение инфляции на стабильно низком уровне, в районе 4%. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев заявил на заседании правительства, где обсуждался проект федерального бюджета на ближайшие три года. До 1 октября пакет документов должен быть направлен в Госдуму, а затем в Совет Федерации. Всех министров и руководителей профильных ведомств попросили активно работать на парламентских площадках, разъяснять позицию правительства и придерживаться консолидированного мнения. Нижняя палата парламента планирует рассмотреть документ в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября, в третьем — 20 ноября.

В проекте бюджета на 2019–2021 годы Минфин повысил прогноз доходов федерального бюджета в 2019 году до 19,9 трлн рублей (с 19,8 трлн рублей), в 2020-м — до 20,1 трлн рублей (с 20 трлн рублей), в 2021-м — до 20,9 трлн рублей (с 20,5 трлн рублей).

Ведомство также повысило прогноз расходов бюджета в 2019 году до 18 трлн рублей (с 17,8 трлн рублей), в 2020-м — до 19 трлн рублей (с 18,8 трлн рублей), в 2021-м — до 20 трлн рублей (с 19,8 трлн рублей). Проектировки учитывают продление антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России.

Минфин сохранил прогноз профицита бюджета на уровне 1,8% ВВП в 2019 году, но повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020-м и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021-м. По итогам текущего года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП.

— При его подготовке мы исходили из необходимости решения двух задач — это полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления нашей экономики, — сообщил Дмитрий Медведев. — Бюджет 2019 года будет не просто сбалансированным, планируется, что он станет профицитным — впервые с 2014 года. Ключевая цель — поддержание стабильно низкой инфляции, ориентиром остается 4%. В следующем году мы фактически полностью восстановим финансовую защиту бюджета от внешних шоков, которая помогла нам и в период первого мирового кризиса, в восьмом-девятом годах, и в период с 14-го года, когда началась вторая волна кризиса и мы столкнулись с санкционным давлением.

Проект бюджета на ближайшие три года был подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития России на 2019–2021 годы, составленного Минэкономразвития. Согласно тексту документа, предполагается замедление мирового экономического роста с 3,7% в 2017 году до 3,2% к 2024-му.

До конца 2018 года темпы роста ВВП останутся вблизи нынешних уровней и в целом по итогам года рост экономики составит 1,8%. Прогнозируется постепенное ускорение темпов роста российской экономики до 3,1% к 2021 году — преимущественно за счет опережающего роста инвестиций.

— Подход, который мы использовали при составлении прогноза, он такой максимально осторожный. Это касается и цен на нефть, и роста ВВП, и других показателей. Все мы понимаем, что начало этого шестилетнего цикла вряд ли будет простым. Мы должны учитывать ситуацию на мировых сырьевых и финансовых рынках, а также не в меньшей степени возможное расширение торговых войн и усиление протекционизма и санкционного давления, — отметил председатель правительства.

По словам министра экономического развития Максима Орешкина, уровень бедности в России будет снижаться за счет роста доходов и заработных плат россиян. В реальном выражении он будет составлять 2–3% в год. Последние статистические данные за II квартал текущего года показывают снижение уровня бедности к аналогичному периоду прошлого года. Согласно данным Росстата, число бедных россиян в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го снизилось на 1,1 млн, до 20 млн человек. При этом уровень бедности в первом полугодии составил 13,6% против 14,4%.

Помимо этого, в проекте бюджета Пенсионного фонда на будущий год учтены будущие изменения в пенсионной системе, предусмотрены средства на повышение пенсий выше уровня инфляции. Средний годовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров за три года превысит прожиточный минимум почти в два раза. Бюджет фонда сформирован исходя из установленной на постоянной основе ставки тарифа, то есть 22% страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию.

Павел ПАНОВ