Известия: Чужие здесь не ездят: почему иногородним не продают ОСАГО в столице

Как установили «Известия», московские страховщики вновь массово уклоняются от продажи полисов ОСАГО иногородним гражданам России. В нарушение законов «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «О защите прав потребителей» страховщики заставляют немосквичей вставать в очереди в обособленные офисы продаж, якобы уполномоченные страховать иногородних. В Центробанке посоветовали активно фиксировать нарушения: страховых агентов ждет штраф в 20–50 тыс. рублей, а страховую компанию — на 100–300 тыс. рублей. Единственным решением проблемы хронической недобросовестности страховщиков может быть создание госкомпании для работы с ОСАГО, считают эксперты.

Москва для москвичей?

О том, что у иногородних россиян возникли проблемы с получением ОСАГО в Москве «Известиям» сообщили несколько собеседников, пытавшихся заключить такие договоры. В частности, на горячей линии СК «Согласие» оператор заявила, что для иногородних страхование возможно исключительно в единственном офисе на Волгоградском проспекте в порядке живой очереди и что для страхования обязательно нужно предъявить автомобиль.

В офисе «Альфастрахования» на ул. Профсоюзная 24, к.1 вовсе отказали от приема иногороднего автомобилиста, попросив обратиться в головной офис. В страховом магазине «РСА Партнерс» вблизи метро «Раменки», предлагающем услуги «Уралсиб», «РЕСО-Гарантия» и «МСК», первым делом уточнили место регистрации собственника автомобиля, а узнав, что он иногородний, сразу отказались страховать. При этом работник страхового магазина уверял, что якобы такое право истекает из основополагающего закона «автогражданки» — № 40-ФЗ.

Сотрудник офиса «РЕСО-Гарантия» по адресу Ленинский проспект, 66, узнав о немосковской прописке страхователя, попросил обратиться в центральный офис или заполнить электронный полис. Однако значительные проблемы с получением электронных полисов е-ОСАГО до сих пор не решены, как ранее писал «За рулем». Система попросту не дает завершить сделку.

В «Ингосстрахе» никаких проблем со страхованием ОСАГО для иногородних не возникло, хотя агент предупредил, что, возможно, понадобится представить автомобиль на осмотр, но в том офисе, куда захочет приехать автомобилист.

Рецидивисты с полисами

Проблема уклонения страховых компаний от невыгодных договоров ОСАГО (с небольшой страховой премией) возникает не в первый раз. Ранее «Известия» писали о том, что столичные страховщики саботируют продажу полисов ОСАГО мотоциклистам. Центробанк, призванный регулировать работу страховщиков, пояснил «Известиям», что подобные действия противозаконны.

«Если страховая компания отказывает в заключении договора ОСАГО, страхователю необходимо зафиксировать факт отказа (аудио-, видеозапись) и предоставить свидетельства в Банк России вместе с жалобой для проведения поверки. В жалобе также необходимо указать адрес подразделения страховой компании и Ф. И. О. сотрудника, отказавшего в заключении договора, — сообщили в «Известиям» в пресс-службе Центробанка. — При наличии копии заявления о заключении договора ОСАГО с отметкой страховщика его также можно приложить к обращению. В случае, если гражданин хочет пожаловаться на невозможность заключения электронного ОСАГО, к обращению в Банк России нужно приложить скриншоты, на которых зафиксированы его действия, направленные на заключение электронного ОСАГО».

Представители Банка России подчеркнули, что за необоснованный отказ страховой компании заключить договор ОСАГО согласно кодексу «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде штрафа: для должностных лиц в размере 20–50 тыс. рублей, для юридических лиц — 100–300 тыс. рублей».

Незаконна и еще одна распространенная уловка: требование провести осмотр транспортного средства. Страховщики обманывают, заявляя, что осмотр автомобиля возможен в единственном офисе, который еще и работает в ограниченные часы. Если человеку неудобно ехать на другой конец города на осмотр, то страховщик обязан продать полис без осмотра, отметили в ЦБ.

Осмотр на месте

«При заключении договора ОСАГО страховая компания вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра устанавливается по соглашению сторон. Если не удалось достигнуть соглашения относительно места осмотра или если ОСАГО оформляется в виде электронного документа, договор ОСАГО заключается без осмотра транспортного средства», — сообщили в пресс-службе Центробанка.

«Иногородним страхователям нужно четко заявлять страховщикам, что договор ОСАГО является публичным, а значит влечет обязанность страховщика предоставить эту услугу. Единственный повод для отказа — отсутствие необходимого пакета документов», — объясняет адвокат Дмитрий Зацаринский.

«На нарушение своих прав в данном случае можно и нужно жаловаться в региональное отделение Центробанка, прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу, отделение Российского союза автостраховщиков и в суд», — добавил юрист.

Злоупотребления страховщиками ОСАГО своим положением уже давно стали системным, с помощью этих манипуляций они вымогают у государства очередные повышения тарифов, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Страховщики бездоказательно заявляют, что в ряде регионов они терпят убытки, такие субъекты Российской Федерации они цинично именуют токсичными.

«Единственная проблема, по которой страховщики не продают ОСАГО иногородним, в том, что региональные коэффициенты значительно ниже московских. Соответственно, каждый страховщик стремится израсходовать свою квоту полисов на москвичей, а там, где у них маржинальность невысока, они стараются не работать. Единственным решением этой проблемы должно быть создание госкомпании, которая возьмет ОСАГО на себя. Поскольку государство принуждает гражданина к использованию этой услуги, оно не должно допускать на этот рынок недобросовестный бизнес, идейно заинтересованный в борьбе за денежные знаки», — заключил Ифанов.

Тимур ХАСАНОВ