Китайский удар: из-за коронавируса товарооборот с КНР может упасть на 4%

Товарооборот между Россией и Китаем из-за вспышки коронавируса может сократиться на 2–4%. В 2019 году, по данным ФТС, он составил $109 млрд. Падение произойдет, если карантин на границе продлится более трех недель, считают опрошенные «Известиями» эксперты. При этом потери отечественной экономики по итогам I квартала могут достичь 0,2% — показатель укладывается в рамки обычной сезонной заболеваемости ОРВИ. Больше всего пострадают авиаперевозчики, выручка которых сократится на 5–10%, а также туристическая отрасль.

Уже не первый год за Китаем остается первенство в тройке основных торговых партнеров России. Только за 2019-й, по данным ФТС, общий объем товарооборота между странами вырос до $109 млрд. Российские компании в основном поставляют на китайский рынок минеральные продукты, металлы, древесину, сельхозтовары, машины и оборудование. Из КНР в нашу страну ввозятся аппаратура и техника, текстиль, предметы одежды и быта, металлы и изделия из них, а также пластмасса, каучук и резина.

Учитывая размер ВВП Китая и замедление его роста, влияние коронавируса на глобальную экономику будет заметным, уверен аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. По его подсчетам, если вирус купируют в ближайшие недели или месяц, а рост числа заболевших за сутки замедлится с нынешних 25 до 10%, то давление на экономику России составит 0,02–0,1%. Продолжение эпидемии в ближайшие два месяца замедлит темпы роста ВВП в I квартале от 0,2–0,4% до 0,8–1%.

Закрыть все двери

31 января вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что с 1 февраля приостановлено авиасообщение с Китаем. Исключение сделано лишь для полетов «Аэрофлота» в Пекин, Гонконг, Шанхай и Гуанчжоу, а также регулярных рейсов китайских перевозчиков в Шереметьево. Более того, российское правительство вводит временный запрет на выдачу рабочих виз для граждан КНР. С 31 января власти ограничили железнодорожный и автомобильный пути из Поднебесной (кроме перевозки грузов), а с 28 января запретили въезд в Россию для организованных групп из Китая.

Но пока серьезных причин для паники в отношении падения экономики и внешней торговли нет, отметил в разговоре с «Известиями» аналитик «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Если карантин на границе продлится больше трех недель, то в результате простоя фабрик и перевозчиков товарооборот между странами может сократиться на 2–4%, отметил он. В целом если вспышку удастся взять под контроль за две недели, то потери российской экономики не превысят 0,2% в I квартале. Такие показатели укладываются в рамки обычной сезонности, когда заболеваемость ОРВИ приводит к аналогичному показателю сокращения ВВП, добавил он.

Впрочем, наибольшее влияние ситуация с коронавирусом может оказать на авиаотрасль. Ранее «Уральские авиалинии», AZUR air, Nordwind и iFly самостоятельно прекратили выполнение рейсов в Китай, чартерные перевозчики приступили к вывозу туристов с острова Хайнань. Авиакомпании, выполнявшие рейсы в КНР, также объявили о вынужденном возврате денег за билеты без штрафных санкций. Перевозчики будут отменять полеты из-за риска подпасть под карантин в иностранном порту, что приведет к большим убыткам, отмечает Георгий Ващенко. Им выгоднее отказаться от «опасных» рейсов, так как вынужденный простой обойдется им в $400–800 тыс. в день. Тем более доля Азии у российских авиакомпаний составляет около 3%, резюмировал он.

Ограничение авиасообщения и отмена чартеров может сократить выручку перевозчиков примерно на 5–10%, подсчитал аналитик «Финама» Алексей Калачев. Он отметил, что запрет на грузовое железнодорожное сообщение, который чуть было не ввели, излишен. Убытки железной дороги от сокращения пассажиропотока будут незначительны, не считая приграничные с Китаем регионы. Аналитик добавил, что в сложившейся ситуации больше всех пострадает туристическая отрасль, так как граждане КНР составляют основную долю въездного туризма в РФ. По оценкам туроператоров, потери отрасли оцениваются в сумму до $100 млн, добавил он.

Удар по туризму

Власти КНР ранее дали рекомендации о прекращении продаж туров внутри страны и за рубеж, сказала «Известиям» исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.

Ограничение бессрочное — до нормализации ситуации, поэтому отечественная туристическая отрасль может понести немалые потери, подчеркнула она.

По данным АТОР, в прошлом году нашу страну посетили не менее 1,27 млн туристов из Поднебесной. Лидеры по приему китайских туристов — Москва, Санкт-Петербург, Амурская область и Приморский край. Стоимость туров для китайцев в среднем составляет $1 тыс. на человека.

Как ранее сообщали «Известия», согласно прогнозам директора туристической ассоциации «Мир без границ» Александра Агамова, если запрет на въезд туристов из КНР будет сохраняться и летом, в высокий сезон, отрасль может потерять уже не менее $1,2 млрд. Особенно сложно придется отелям, 80–90% гостей которых составляют китайские туристы. В такой ситуации гостиницы могут прибегнуть к демпингу, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО) Вадим Прасов. Уже сейчас некоторые отели в Санкт-Петербурге снизили стоимость суточного проживания более чем вдвое, сказал он «Известиям».

Угроза автопробегу

Вспышка коронавируса также не обошла стороной автомобильную отрасль, вынудив двух японских гигантов — Toyota и Honda — приостановить выпуск своих машин в КНР. Однако на российском рынке это серьезно не скажется. Эксперты обращают внимание на то, что самые ходовые модели иномарок уже собираются в России. Спрос на новые машины снижается, а китайские бренды находятся на нижних строчках топа продаж, сказал «Известиям» директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, ситуация со вспышкой коронавируса в большей степени создает риски для дилеров, продающих китайские бренды, в свете возможных проблем с импортом. При этом доля авто из КНР на российском рынке составляет всего около 2,5%, добавил он.

Сами авторитейлеры не ожидают серьезных потрясений. Об этом заявили «Известиям» в крупнейших дилерских холдингах. В частности, в «Автомире» отметили, что на китайских мощностях не производятся модели Toyota для российского рынка, а Honda не имеет собственного импортера в России (дилеры работают по предзаказу) и не является массовым брендом (за год продано всего 1,8 тыс. машин). В «АвтоСпецЦентре» отметили, что импортируемые из КНР автомобили едут в Россию гораздо дольше, чем вирус может выжить вне организма человека, поэтому логистика не изменится и дефицита китайских брендов не будет.

Без китайских смартфонов

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин допустил: если карантин продлится дольше, чем до 10 февраля, можно будет наблюдать небольшой дефицит на мировом рынке китайских смартфонов — поставки сократятся на 5–6%. При этом каждые десять дней карантина будут увеличивать дефицит на 1,5%. Может начаться рост цен на смартфоны китайских брендов, указывает эксперт.

Но опрошенные «Известиями» производители и продавцы гаджетов уверяют: пока проблем с поставками электроники из КНР нет. Работа завода Lenovo в Ухане (на нем производятся смартфоны Motorola, планшеты и носимая электроника) временно приостановлена, рассказал «Известиям» источник, близкий к компании. Но производство продолжается на других мощностях, утверждает он. Крупнейшая китайская фабрика по производству мобильной техники Foxconn продолжает выполнять все производственные планы, несмотря на вспышку вируса, сообщало агентство Reuters со ссылкой на представителя компании. У Foxconn есть завод в Ухане, где сейчас эпицентр эпидемии. В том числе фабрика производит технику и для Apple.

Фармой едины

Пожалуй, единственной отраслью, которая может выиграть на фоне распространения коронавируса, станет фармацевтика. В российских аптеках уже вырос спрос на защитные маски и противовирусные препараты. Например, в сетях, входящих в группу компаний «Эркафарм» («Доктор Столетов», «Озерки», «МосАптека» и другие), начиная с середины января наблюдают рост продаж лекарств в этой категории на 80%. Продажи масок выросли в 12 раз, рассказали «Известиям» в пресс-службе организации.

По информации DSM Group, в обычное время продажи противовирусных препаратов в целом по стране составляют около 2–2,5 млн упаковок на 600–900 млн рублей в неделю. Данных за последние две недели пока нет. Если ориентироваться на то, как потребители вели себя во время «птичьего» гриппа, можно ожидать двукратного роста продаж противовирусных лекарств, полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. При этом значительного повышения цен, скорее всего, не произойдет, заверил он. Аптеки борются за потребителя и понимают, что он может уйти к конкурентам за более дешевым препаратом, добавил специалист.

Роза АЛМАКУНОВА, Александр ВОЛОБУЕВ, Мария ПЕРЕВОЩИКОВА, Валерий КОДАЧИГОВ, Анастасия ГАВРИЛЮК, Анна ИВУШКИНА, Евгения ПЕРЦЕВА