Коммерсант: Аудиторскую тайну узнают налоговики
Правительство дало ход законопроекту по доступу налоговиков к данным аудиторов, полученным от клиентов. Поправки фактически принудят их раскрывать сведения о тех налогоплательщиках, кто сам отказался сотрудничать с ИФНС. Аудиторское сообщество видит в проекте риски разглашения профессиональной тайны и, как следствие,— сокращения сотрудничества компаний с аудиторами.
Вчера комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила законопроект, дающий право налоговикам запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах — документы, полученные в ходе аудиторской деятельности. Работать это будет только в отношении тех клиентов, которые отказались представить документы по запросу налоговых органов. Проект будет рассмотрен на заседании правительства, он предполагает введение новой нормы в действие с 1 января 2018 года.
Аудиторское сообщество такие нововведения не поддерживает. "Принятие законопроекта означает отмену аудиторской тайны,— отмечает заместитель главы Финэкспертизы Наталья Борзова.— Закон "Об аудиторской деятельности" относит к ней фактически любые сведения, полученные аудитором от клиента". "Сейчас клиенты могут быть предельно откровенны с аудитором, но, захотят ли они представлять столь же полный объем информации, зная, что она уйдет в налоговую, большой вопрос,— говорит представитель крупной аудиторской компании.— От добровольного аудита и консалтинговых услуг многие могут и вовсе отказаться, воспользовавшись предложениями компаний, не имеющих официального аудиторского статуса".
Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков сообщил "Ъ", что аудиторское сообщество попытается добиться от комитета Госдумы по финансовому рынку, чтобы проект не был принят. "Мы постараемся донести до комитета информацию о противоречии законопроекта закону "Об аудиторской деятельности"",— отмечает он. В комитете Госдумы по финансовому рынку обещают изучить претензии аудиторов. "Мы обязательно проработаем этот вопрос, и если действительно есть противоречия, то они будут сняты",— отметил глава комитета Анатолий Аксаков. "Однако это вовсе не означает, что мы однозначно будем на стороне аудиторов",— резюмировал он. Для снятия противоречий в законопроект могут быть внесены и поправки, которые снимут режим аудиторской тайны со сведений, запрашиваемых налоговиками.
В случае принятия проекта аудиторы видят определенные риски возникновения спорных вопросов о наличии у аудиторов тех или иных документов. "Даже при обязательном аудите идет проверка не всех документов подряд, а выборка, аудитор может и не иметь копий тех документов, что запрашивают налоговики,— отмечает директор департамента аудита МКПЦН Анна Гуляева.— Не совсем понятно, какие именно документы они в принципе могут запросить — в НК РФ перечень открытый". И что делать, если запрашиваемых документов у аудиторов нет и как это доказать, добавляет Наталья Борзова. В ФНС "Ъ" сообщили, что инициатором данного законопроекта является Минфин. Там на запрос "Ъ" не ответили. Впрочем, с высокой степенью вероятности ответы на вопросы аудиторов появятся при работе над законопроектом до его принятия, отмечает собеседник "Ъ" в правительстве.
Законопроектом не вводится отдельной ответственности для аудиторов за непредставление (несвоевременное представление) информации налоговикам. "Вероятно, будут применяться действующие статьи НК РФ,— говорит президент Центра налоговых экспертиз и аудита Михаил Мухин.— Скорее всего, ст. 129.1 НК РФ, по которой за непредставление информации штраф составляет 5 тыс. руб., за повторное нарушение — 20 тыс. руб.". Кроме того, у аудиторских компаний в случае принятия проекта возникнет необходимость выделять дополнительные ресурсы на подбор документов для ФНС, и вряд ли клиенты захотят взять расходы на подобную работу на себя, отмечают эксперты.
Чтобы избежать излишних претензий налоговиков, аудиторы могут завуалировать характер оказываемых услуг. "Кроме обязательного аудита клиентам могут оказываться и иные услуги — например, инициативный аудит, консалтинговые услуги и т. д.,— говорит Наталья Борзова.— Названы подобные услуги в договоре с клиентами могут быть как угодно — например, управленческий консалтинг, и тогда для ИФНС будет сложно предугадать, какие именно документы представлял аудиторам интересующий их налогоплательщик".
Вероника ГОРЯЧЕВА