Коммерсант: Банкир сидел свидетелем
Как стало известно "Ъ", Мосгорсуд освободил из-под стражи бывшего председателя совета директоров Уралинкомбанка Максима Хмелева, обвиняемого следственным департаментом МВД России в особо крупной растрате. Изучив материалы дела, замгенпрокурора Виктор Гринь установил, что в основу обвинения господина Хмелева легли события почти десятилетней давности, которые изучались в рамках другого расследования. При этом персональное дело в отношении банкира не возбуждалось.
Мосгорсуд рассмотрел апелляционное представление заместителя генпрокурора Виктора Гриня на постановление Тверского райсуда, которым экс-банкир Хмелев был арестован до 22 июля 2018 года. Изучив решение суда первой инстанции и материалы самого дела, заместитель Юрия Чайки решил, что они противоречат друг другу и содержат «существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства». Так, представитель СД указал, а суд вслед за ним использовал для ареста банкира ссылку на то, что расследование дела в отношении господина Хмелева «находится в самом начале». Однако оказалось, что дело было возбуждено еще 30 мая 2012 года по ст. 196 УК РФ — по факту преднамеренного банкротства ООО «Уралинкомбанк», совершенного его руководителями в период 2009–2011 годов. Дело расследовалось ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области, откуда его после обращения АСВ передали в центральный аппарат полицейского ведомства. Там в мае этого года возбудили дело о растрате (ч. 4 ст. 160 УК) 125 млн руб. в отношении бывших председателя правления банка Марины Шумиловой и председателя совета директоров Светланы Колпаковой и объединили оба эпизода, признав по ним потерпевшим конкурсного управляющего финансовой структуры от АСВ. При этом старое и новые дела, решил замгенпрокурора, фактически расследуются по одним и тем же обстоятельствам. Персонально же в отношении господина Хмелева, как обнаружил замгенпрокурора Гринь, дело в СД МВД почему-то не возбудили.
В надзорном ведомстве выяснили также, что бывший банкир с 2012 года проходил свидетелем по делу о банкротстве, а затем и по делу о растрате. Все это время он по первому требованию следствия являлся на допросы, каких-либо действий по сокрытию или уничтожению доказательств не предпринимал и от правоохранительных органов не скрывался, проживая по месту постоянной регистрации в Екатеринбурге. Таким образом, пришел к выводу Виктор Гринь, господин Хмелев был необоснованно задержан в кабинете следователя СД МВД, к которому «добровольно» явился на допрос.
В свою очередь Тверской райсуд, отправив обвиняемого Хмелева по требованию следователя в СИЗО, счел Виктор Гринь, должным образом не рассмотрел возможность применения к нему альтернативных мер пресечения. Кроме того, как выяснил замгенпрокурора, решение об аресте обвиняемого было принято с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса: ходатайство СД МВД, оказывается, рассмотрели в заседании без участия прокурора, который, по данным господина Гриня, не был «должным образом» уведомлен о времени и месте разбирательства.
Проверив факты, указанные в прокурорском представлении, апелляционная инстанция Мосгорсуда решила: утверждения следователя СД МВД о том, что обвиняемый Хмелев, оставшись на свободе, скроется или продолжит заниматься преступной деятельностью, «конкретными реальными и обоснованными сведениями не подтверждаются». Данные о том, что экс-банкир уже принимал меры, направленные на воспрепятствование производству по уголовному делу, СД МВД привел, но в суде ничем не подтвердил. Сама по себе тяжесть преступления, в совершении которого обвиняется господин Хмелев, решил Мосгорсуд, не может служить основанием для заключения под стражу. В результате Мосгорсуд, удовлетворив прокурорское представление, освободил обвиняемого из СИЗО.
ЦБ отозвал лицензию у Уралинкомбанка в ноябре 2011 года в связи с тем, что с потерей ликвидности кредитная организация не обеспечила своевременное осуществление расчетов по счетам клиентов. При этом банк представлял регулятору «существенно недостоверную отчетность», не отражавшую в полном объеме неисполненные обязательства перед клиентами. Максим Хмелев обжаловал решение ЦБ в арбитраже, но дело проиграл. По данным АСВ, банк остался должен своим кредиторам более миллиарда рублей. Конкурсный управляющий Уралинкомбанка от АСВ подал в арбитраж заявление о привлечении пятерых бывших руководителей банка, в том числе господина Хмелева, к субсидиарной ответственности в размере 407,4 млн руб.
Николай СЕРГЕЕВ