Коммерсант: Банки перестраховались

На фоне падения процентных доходов банки усилили активность по продаже страховок. За 2017 год объем агентских вознаграждений, полученных банками от страховщиков, вырос на 15,4%. При этом компании вернули банкам в среднем половину от собранных ими страховых премий. Эксперты отмечают, что для кредитных организаций этот вид вознаграждения превращается в существенную статью доходов. Правозащитники и ЦБ уверены, что это приводит к массовому нарушению прав потребителей.

По данным общественной организации ОНФ, в 2017 году страховщики через банки собрали от продажи страхования жизни и здоровья заемщиков, а также их имущества 109,5 млрд руб. страховых премий. При этом объем агентских вознаграждений банкам вырос за прошлый год на 15,4%, до 53,7 млрд руб. Таким образом, 49% премий, уплаченных банковскими клиентами за страховки, было возвращено кредитным организациям в виде вознаграждения. «В условиях снижения ставок процентные доходы банков сокращаются,— говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.— Банки пытаются компенсировать это падение ростом комиссионных доходов, в том числе вознаграждением за продажу страховых продуктов». Похоже, что эти комиссии превращается для банков в существенную статью доходов, добавляет он.

Анализ международной отчетности крупнейших банков на рынке потребительского кредитования показал, что совокупный объем агентских вознаграждений по топ-5 банкам в 2017 году составил 55,8 млрд руб., увеличившись за год на 34%. Лидером по размеру полученного агентского вознаграждения стал ВТБ, заработав 18,2 млрд руб. В ВТБ сообщили, что в 2017 году банк расширил ассортимент предлагаемых страховых продуктов, это положительно повлияло на потребительский спрос и доходы банка. «В ВТБ действуют как индивидуальные договоры, так и программы коллективного страхования, выбор конкретной схемы зависит от продукта, также клиентам доступны полисы ИСЖ (инвестиционное страхование жизни.— "Ъ"),— пояснили в пресс-службе.— Мы подробно объясняем условия продуктов, каждое обращение в банк рассматриваем в индивидуальном порядке».

В топ-5 банков по объему полученных агентских вознаграждений вошли также Сбербанк (16,9 млрд руб.), ХКФ-банк (7,53 млрд руб.), Совкомбанк (7,29 млрд руб.), Россельхозбанк (5,88 млрд руб.). В Совкомбанке сообщили, что банк активно продает все виды страховых продуктов, кроме ИСЖ. «Банк реализует различные виды страхования, в том числе коробочное страхование имущества и от несчастных случаев, коллективное и ИСЖ,— пояснили в пресс-службе Россельхозбанка.— Целевые ориентиры по продажам, в том числе страховых продуктов, у сотрудников есть, жалобы пока не поступали». Руководитель индивидуальных страховых продуктов СК «Сбербанк страхование жизни» Наталья Белова отметила, что объем комиссионного вознаграждения Сбербанка за продажи отражен в отчетности «Сбербанк страхование жизни» за 2017 год, он составил 12 млрд руб. «Это комиссии банку по всем продуктам страхования жизни — инвестиционного, накопительного, рискового»,— пояснила она. В ХКФ-банке, в отличие от остальных банков, ставших лидерами по доходам от продаж страховок, этот показатель за год не вырос, а снизился — на 10,7%. Это связано с внедрением услуги «Финзащита», которая предоставляется без участия страховых компаний, пояснили в банке.

Правозащитников беспокоит, что продажа банками страховых продуктов часто приводит к возникновению недобросовестных практик.

«Обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие клиенты даже не знают, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными,— отмечает господин Климов.— Банковские операционисты в неформальном общении сообщают, что у них есть ежемесячные планы по продажам добровольных страховок, за неисполнение которых руководство как минимум объявляет сотрудникам выговоры». При этом широкое распространение получила коллективная схема страхования, когда заемщик «присоединяется» к договору, заключенному между банком и страховой компанией. Отказаться от такой страховки, в отличие от персональной, в течение периода охлаждения нельзя (см. "Ъ" от 21 марта).

Банки уверяют, что покупка страховки — добрая воля клиента. Однако в ЦБ "Ъ" сообщили, что отмечают существенный рост жалоб на навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании. «В первую очередь речь идет о страховках, в том числе по договорам так называемого коллективного страхования,— отметили в пресс-службе.— Банк России совместно с Минюстом подготовил законодательные поправки, направленные на регулирование коллективного страхования» (см. "Ъ" от 21 марта). Там также указали, что регулятору стали поступать жалобы, связанные с введением потребителей в заблуждение и навязыванием одних финансовых услуг вместо других. «Из обращений видно, что нередко вместо договоров вклада гражданам предлагались… комбинированные договоры (часть — на вклад, часть — на инвестиционное страхование) также без объяснения особенностей и рисков»,— заключили в ЦБ.

Страховщики уверяют, что постепенно ситуация с агентскими продажами страховок меняется в лучшую сторону. «То, что страхование жизни сейчас в основном продаётся через банковский канал объясняется очень просто: наибольшую динамику роста показывают продукты ИСЖ, которые по сути являются альтернативой депозиту, их доля продаж через банки близка к 100%,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Мы видим также тенденцию, что банковско-страховые группы, стали активно продвигать страхование имущества». По его словам, в кредитном страховании доля договоров по коллективным схемам составляла 70%, но на фоне медиа-активности и намерении ЦБ изменить сложившуюся практику, банки уже начали сокращать эту долю, более наглядно результат будет виден после подведения итогов квартала.

Светлана САМУСЕВА