Коммерсант: ГТЛК встала на водном пути

Как стало известно «Коммерсанту», на 33 млрд рублей бюджетных средств, которые планируется выделить по программе лизинга судов «река-море», нашелся новый претендент: Государственная Транспортная Лизинговая Компания (ГТЛК) предложила назначить себя единым оператором программы. Сейчас ее разработкой занимается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая и является основным претендентом на бюджетные средства. Обе компании хотят стать единым оператором, тогда как аналитики, равно как и ряд ведомств и независимых верфей, полагают, что лизинговых компаний, отвечающих за обновление гражданского флота, может быть больше одной.

Вчера в Общественной палате на слушаниях по выполнению решений Госсовета РФ по развитию внутренних водных путей ГТЛК заявила, что готова стать единым оператором программы лизинга речных и морских судов до 2030 года. Сейчас этой программой занимается ОСК, которой поручено провести анализ результатов лизинговой деятельности с 2008 года и разработать программу с учетом импортозамещения материалов и судового оборудования. Сейчас документ проходит согласование в ведомствах. По программе, бюджетные инвестиции в капитал ОСК должны составить 33 млрд руб. По расчетам ОСК, программа позволит обновить до 131 судна, при этом ее реализация возможна в том числе на верфях, не входящих в корпорацию.

С 2008 по 2016 годы ОСК было выделено из бюджета 6,4 млрд руб. на проекты лизинга, что позволило инвестировать в строительство судов 11,8 млрд руб., говорят в корпорации. За этот период было заложено и законтрактовано 34 судна, из них 13 — на верфях, не входящих в ОСК. Сейчас лизинговой компанией по новой программе должен стать "Гознак-лизинг" (входит в ОСК), в январе он заказал для компании "Водоходъ" (входит в UCL Holding Владимира Лисина) у ОСК строительство круизного лайнера за 3,2 млрд руб. (см. "Ъ" от 23 января). В ОСК "Ъ" сообщили, что корпорация уже доказала свою эффективность как оператор проектов лизинга судов. Подтверждением большой востребованности предложения ОСК "Судно плюс финансовый продукт" являются более сотни заявок и строительство судов общей стоимостью 90 млрд руб., добавили в корпорации.

Но в ГТЛК уверены, что именно они должны стать единым оператором программы, а механизм господдержки лизинга должен быть изменен, следует из проекта рекомендаций по итогам слушаний в Общественной палате (есть у "Ъ"). По мнению компании, бюджетные средства следует направлять не производителю через кэптивную компанию, а независимому лизингодателю. По расчетам ГТЛК, для финансирования лизинга судов "река-море" бюджетный взнос в ее уставный капитал должен составить 33 млрд руб., столько же она планирует привлечь в виде коммерческих кредитов от зарубежных агентств и финансовых институтов. Плановая ставка лизинга для заказчиков должна составить 7-8%, срок — до 15 лет, аванс — от 0%. Инвестиции в программу до 2030 года должны составить 110 млрд руб. Таким образом, по расчетам ГТЛК, на 1 руб. бюджетных средств в программу будет инвестироваться 2,3 руб. внебюджетных.

В ГТЛК "Ъ" пояснили, что за 2012-2016 годы инвестиции компании в закупку водного транспорта превысили 47 млрд руб., по итогам девяти месяцев 2016 года доля ГТЛК в российском сегменте лизинга водного транспорта — 71%. В компании говорят, что средства от лизинговых платежей аккумулируются на отдельных счетах и реинвестируются в программу, причем по решению государства они могут направляться в другие сегменты — например, на строительство вспомогательного и рыболовецкого флота. При реализации программы через ГТЛК доступ к финансированию получат все российские верфи, а не только входящие в ОСК, подчеркивают в ГТЛК.

Заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк вчера заявил, что должна быть "как минимум не одна лизинговая компания, которая участвует в этой программе и имеет возможность получать средства". По его словам, это создает условия для конкуренции и будет стимулировать снижение стоимости судов. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. В Минпромторге говорят, что пока "ведется разработка программы совместно с ОСК". Идею участия в программе нескольких лизинговых компаний на слушаниях в ОП поддержала и часть независимых верфей, не входящих в ОСК.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что наиболее эффективным для судовладельцев вариантом стало бы совмещение компетенций ОСК в инжиниринге и строительстве судов с компетенциями по лизингу ГТЛК, которая обладает существенно большими возможностями по привлечению средств и может предложить более привлекательные финансовые условия, чем "Гознак-лизинг". Подключение ГТЛК к программе параллельно с "Гознак-лизингом" позволит за счет конкуренции улучшить условия для лизингополучателей, рассуждает эксперт, а для ОСК партнерство с ГТЛК может стать источником расширения портфеля, несмотря на возможную потерю части заказов "Гознак-лизинга".

Анастасия ВЕДЕНЕЕВА