Коммерсант: Займы вырастут в длину

Стремясь компенсировать потери от значительного снижения доходов при грядущем ограничении предельного размера обязательств заемщика, микрофинансовые организации (МФО) начали перестраивать бизнес-модели. Компании, специализирующиеся на займах до зарплаты (PDL), активно пилотируют выдачу длинных, более крупных займов. В результате продукты МФО становятся все больше похожи на банковские.

О том, что сразу несколько компаний, выдающих займы до зарплаты (обычно до 30 тыс. руб. на срок до 30 дней), запустили пилотные проекты по выдаче длинных займов, рассказали "Ъ" участники рынка. Таким образом компании пытаются подготовиться к грядущему ограничению предельной задолженности заемщика по договору потребительского займа. Коэффициент в размере 2,5-кратной суммы займа будет установлен незамедлительно после принятия закона об ограничении максимальной суммы процентов по займам. Далее это ограничение будет ужесточаться: с 1 июля 2019 года коэффициент будет снижен до 200%, с 1 июля 2020 года — до 150%. Одновременно предлагается ввести ограничение ежедневной процентной ставки (см. "Ъ" от 14 февраля).

Среди тех, кто пробует выйти на рынок длинных займов, например, ГК Eqvanta. С марта 2018 года компания выдает в офисах МФО «Быстроденьги» (входит в ГК) не только займы до зарплаты, но и более длинные на крупные суммы. Ранее ГК Eqvanta проводила пилот по выдаче таких займов онлайн. МФО «Деньги сразу» с апреля закрепила займы до 80 тыс. руб. на срок до года в своей линейке. МФК «Срочноденьги» предлагает своим клиентам получить до 100 тыс. руб. на срок до шести месяцев с мая текущего года. О намерении в ближайшее время начать выдачу длинных займов сообщили также в МФК «Займер». «При этом данный продукт по своим характеристикам будет приближен к банковскому потребительскому кредиту»,— отметил исполнительный директор МФК Данил Шерстобитов.

По словам директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, с учетом продолжающегося регуляторного давления, которое особенно чувствительно для PDL-займов, происходящие изменения логичны. «Сейчас большинство крупных компаний не только активно пилотируют новые, более долгосрочные продукты, но и проводят тестирование финансовой устойчивости ко всем возможным регуляторным нововведениям,— поясняет она.— Например, к снижению дневной ставки. Поскольку четкого понимания границ, до которых сегмент должен сжаться, нет, компаниям нужно быть готовыми к самым жестким сценариям».

Отношение к получателям длинных займов у МФО более острожное, чем к PDL, что тоже сближает их с банками. «Мы предлагаем длинный заем только при условии, что клиент точно справится с долговой нагрузкой»,— отмечает гендиректор ГК Eqvanta Юрий Провкин. «Конечно, для выдачи длительного займа установлены более высокие требования к заемщикам»,— подтверждает гендиректор МФО «Деньги сразу» Леонид Корнилов.

Впрочем, полного отказа от коротких займов в ближайшее время ожидать не стоит. Клиенты МФО пока не готовы отказаться от этого продукта. По словам господина Провкина, из тех, кому компания хотела бы выдать длинный заем, только 50% клиентов согласны его взять. «Клиенты формата PDL не готовы получать заем на большую сумму, чем им необходима "здесь и сейчас"»,— поясняет он. По словам гендиректора МФК «Срочноденьги» Андрея Артаева, компания не планирует закрывать PDL-направление, а будет адаптировать продукт под новые условия, которые диктует ЦБ. «Займы до зарплаты и длинные займы отвечают разным потребностям клиента, поэтому просто заменить один продукт другим не получится»,— говорит госпожа Стратьева.

Не так просто перестроить бизнес и самим МФО. По словам председателя совета директоров МФК «Домашние деньги» Евгения Бернштама, перенастройку скоринговой системы для работы на длинных займах смогут себе позволить только крупные игроки, так как затраты на это исчисляются миллионами рублей. «Работа с длинными займами на фоне ужесточения контроля и требований к заемщикам не дает возможности получить быструю прибыль,— говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.— Поэтому небольшие МФО будут либо уходить в тень, либо объединяться, либо вовсе покидать рынок».

Светлана САМУСЕВА