Коммерсант: Из черного списка сделали пакет
После публикации регулятором методических рекомендаций для банков по работе с клиентами из черного списка отказников и обещания рассмотреть все спорные ситуации ЦБ получил пакет жалоб бизнесменов. Его регулятору направила служба уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей. Там уверены, что необходим реально работающий механизм реабилитации.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова от 17 ноября главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. В нем на 173 листах господин Титов приводит обращения компаний, которые, по их мнению, безосновательно получили отказы банков в проведении операций и блокировки счетов. Всего таких жалоб более 40. Письмо стало ответом на публикацию ЦБ методических рекомендаций для банков: о подходах к работе с клиентами из черного списка (см. "Ъ" от 13 ноября). Как следует из письма, господин Титов считает, что подготовленных ЦБ методических рекомендаций недостаточно для решения проблемы с отказниками и нужен «механизм, который позволил бы исправлять ошибочные действия банков». Приложенные жалобы он предложил взять за основу при подготовке механизма.
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ). Попадание в список фактически лишает клиента доступа к банковским услугам.
До недавнего времени механизма реабилитации клиентов не существовало (см. "Ъ" от 6 октября). С июня список вырос более чем вдвое с 200 до 460 тыс. клиентов банков. Согласно методическим рекомендациям ЦБ по исключению клиентов из черного списка банки получили возможность аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках. Кроме того, ЦБ и Росфинмониторинг разработали поправки в 115-ФЗ, которыми будет предусмотрен механизм реабилитации второго круга, через обращение к регулятору (см. "Ъ" от 17 ноября). «ЦБ предложил методику, но нет действующего механизма, который позволит банку оперативно рассмотреть обращение клиента на незаконную блокировку и принять необходимое решение,— сообщили "Ъ" в службе бизнес-омбудсмена.— К работе необходимо подключить ФНС, ее единый реестр малых и средних предприятий (МСП), сервис проверки контрагентов, содержат уникальную информацию, которая поможет быстро принимать корректные решения».
Вопрос «реабилитации» носит комплексный характер и не ограничивается изданием Банком России методических рекомендаций №29-МР, отмечают в пресс-службе ЦБ. Там заверили, что внимательно рассмотрят каждую жалобу. По итогам рассмотрения ЦБ будет рекомендовать банкам применять те или иные действия в отношении клиентов. Если регулятор выявит формальный подход к использованию информации о примененных полномочиях по «отказу», поступающей из Росфинмониторинга, Банк России может прийти к выводу о недостаточной эффективности организации в банке системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отметили в ЦБ.
Такой вариант банкирам не кажется оптимальным. «Считаю, что необходимо успокоиться в отношении этих так называемых черных списков,— говорит заместитель руководителя НП "Национальный совет финансового рынка" Александр Наумов.— Вместо угроз банкам нужно спокойно объяснить, что такое управление повышенным риском. Необходимы разъяснения регулятора, что если в отношении клиента банк получил сообщение из ЦБ и не расторг отношения с ним, то штрафа не последует». Тогда отказов будет меньше, заключил он.
Чрезмерная бдительность банков в отношении клиентов не должна расцениваться регулятором как признак недостаточной эффективности организации в банке системы внутреннего контроля, уверены участники финансового рынка.
Вероника ГОРЯЧЕВА