Коммерсант: Короткие номера уравнивают в правах
«Большая четверка» сотовых операторов может столкнуться с конкуренцией при сдаче в аренду коротких номеров, ежегодно приносящих ей около 40 млрд руб. выручки. Участники научно-технического совета (НТС) Россвязи проголосовали за разработку поправок, которые позволят абонентам фиксированной связи звонить на короткие номера, запущенные мобильными операторами, и наоборот. Ранее платные сервисы на основе коротких номеров уже запускал для своих абонентов «Ростелеком», но успеха они не имели, напоминают эксперты.
НТС Россвязи в 2019 году рассмотрит предложения о поправках к законодательству, которые обеспечат равный доступ операторов связи и абонентов к коротким номерам, следует из протокола заседания совета (копия от 1 ноября есть у "Ъ"). Предложения будет готовить глава Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов, уточняется в документе.
Разработку поправок одобрили большинство представителей отрасли в ходе голосования, проведенного НТС в октябре. При этом мнения участников совета разделились: за разработку правил назначения коротких номеров для операторов стационарной связи, а также за то, чтобы признать недопустимым назначение каких-либо номеров федеральным операторам без выделения их через Россвязь, проголосовали шесть респондентов, четверо выступили против, трое воздержались, следует из протокола. Всего в голосовании участвовали 13 представителей 12 компаний и госструктур, включая «Вымпелком», МТС, «МегаФон» и «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ; контролируется структурами экс-министра связи Леонида Реймана). В Россвязи не ответили на запрос "Ъ".
Сейчас проблема для операторов фиксированной связи в том, что их абоненты не могут звонить на короткие номера, принадлежащие сотовым операторам, поясняют сторонники регулирования. Идея изменить законодательство вызвана дискриминацией операторов фиксированной связи со стороны «большой четверки», утверждает Сергей Ефимов. Например, абоненты мобильных операторов могут по номеру 900 получить доступ в колл-центр Сбербанка, в то же время из сети фиксированной связи на этот номер не позвонить, поясняет он. АОТС также предлагала Россвязи собирать пошлины с сотовых операторов за выделение коротких номеров, использующихся для платных сервисов и колл-центров, сообщал ранее "Ъ". По оценке ассоциации, это могло бы принести государству 3 млрд руб.
Все операторы должны иметь равные права на доступ к ресурсу нумерации и равные обязательства при оплате пошлины за ее использование, заявил "Ъ" представитель МТТ. К тому же возможность осуществлять звонки на короткие номера не всегда обеспечивается операторами, поэтому этот вопрос касается и прав абонентов, указывают в компании. «Так, например, во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года выяснилось, что абоненты в роуминге не могли дозвониться на номера со звездочкой, которые были указаны на знаках платной дороги в аэропорт Шереметьево»,— указывает представитель МТТ.
В «МегаФоне» выступают против изменения регулирования выделения коротких номеров, сообщили в компании. Собеседник "Ъ" в одном из крупных операторов отметил, что регулирование должно затрагивать только номера экстренных и социально значимых служб. В МТС и «Вымпелкоме» отказались от комментариев, в «Ростелекоме» не ответили на запрос.
Рынок контентных услуг, к которым относится информирование клиентов финансовых организаций и доступ к горячим линиям, формировался исключительно операторами мобильной связи, напоминает руководитель Content Review Сергей Половников, а предложенное регулирование может лишить их самостоятельности в этом вопросе. Мобильные операторы сдают короткие номера в аренду, в том числе для того, чтобы продавать через них контент. По оценке AC&M Consulting, общая выручка операторов от этих услуг составляет около 40 млрд руб. в год.
«По идее, операторов не только обяжут платить госпошлину за короткие номера, но и отказаться от дохода за их аренду»,— считает господин Половников. В то же время и сейчас ничего не мешает фиксированным операторам запустить услуги на коротких номерах, однако они не будут востребованы в силу невысокой популярности самой фиксированной телефонии, указывает он. Ранее у «Ростелекома» были попытки реализовать на своей сети фиксированной телефонии платные сервисы по коротким номерам, например, будильник, справочную и «Сказку на ночь», но успеха эти услуги не имели, напоминает эксперт.
Юлия ТИШИНА, Владислав НОВЫЙ