Коммерсант: Локомотивы остались под крышей
Арбитражный суд Саратовской области отклонил иск АО «Энгельсский локомотивный завод» (ЭЛЗ) к АО «ВЭБ-Лизинг» о понуждении принять в собственность заводские корпуса. ЭЛЗ подал иск после того, как «ВЭБ-Лизинг» в Арбитражном суде Московской области потребовал с предприятия свыше 9,4 млрд руб., предоставленных на строительство завода по договору от 2013 года. Суд столичного региона приостановил дело до вынесения решения саратовским судом. Гендиректор АО «ЭЛЗ» Иван Панков заявил „Ъ", что решение саратовского арбитража будет обжаловано. Эксперты подчеркивают, что на исход ситуации на заводе повлияют не только правовые аспекты, но и вес предприятия на рынке.
АО «Энгельсский локомотивный завод» подало заявление с просьбой понудить АО «ВЭБ-Лизинг» принять в собственность 82 объекта недвижимости (заводские корпуса) в ноябре прошлого года. Как следует из материалов арбитражного суда, в феврале 2013 года ЭЛЗ заключил договор с «ВЭБ-Лизингом», в соответствии с которым локомотивному заводу предоставлялось 3,79 млрд руб. на проектирование и строительство производственных корпусов завода. Позже было заключено несколько дополнительных соглашений и объем предоставленных Энгельсскому локомотивному заводу средств, согласно позиции ЭЛЗ, увеличился до 8,52 млрд руб. Часть средств пошла на субзаем для ООО «Первая Локомотивная компания» (ПЛК) — общества, основанного в 2012 году в рамках совместного проекта российских инвесторов и Bombardier Transportation — на оплату разработки продукта, организации производства, поставки комплектующих.
В ЭЛЗ считают, что договор займа следует трактовать как договор купли-продажи будущей вещи, поэтому, по мнению представителей завода, «ВЭБ-Лизинг» должен принять построенные в 2015 году заводские корпуса в собственность. Суд не принял доводы Энгельсского локомотивного завода и отклонил заявление.
Принятое решение Саратовского арбитражного суда может дать ход делу о взыскании с локомотивного завода 9,44 млрд руб. Заявление «ВЭБ-Лизинга» ранее рассматривал Арбитражный суд Москвы. Лизинговая компания требует погашения долга по договору займа от февраля 2013 года. Однако процесс был приостановлен до вынесения решения по иску, рассматривавшемуся в Саратове.
В 2013 году госкорпорация «Внешэкономбанк» через дочернюю компанию АО «ВЭБ-Лизинг» выступила инвестором проекта нового производства локомотивов, оснащенных опцией последней мили и способных работать как на постоянном, так и на переменном токе. Проект разработал канадский концерн Bombardier Transportation специально для колеи шириной 1520 мм, на которой работает железная дорога в РФ и странах СНГ. Инициатором проекта выступил бизнесмен Станислав Гамзалов.
АО «Энгельсский локомотивный завод» создано в 2011 году, зарегистрировано в Энгельсе, уставный капитал — 10 млн руб., основной вид деятельности — производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, выручка в 2016 году составила 348,1 млн руб., убыток — 74,6 млн руб. Акционерами завода являются кипрские офшоры «Волкам Трейдинг Лтд» (50,1%)и «Рафелар Холдингс Лимитед», а также люксембургский «ВЭБ Лизинг Эуроп С. а.р. л.» (14,9%). Предприятие АО «Энгельсский локомотивный завод» было открыто в 2015 году, вскоре после этого два собранных двухсекционных локомотива отправились на сертификацию в системе РЖД. Сейчас предприятие не производит локомотивы.
В материалах дела, которое рассматривает Арбитражный суд Москвы, раскрыты детали договора от 2013 года. По договору заемщик получает средства и создает объекты, которые затем продает заимодавцу в счет возврата долга для последующей передачи заимодавцем (компанией «ВЭБ-Лизинг») этих объектов в лизинг Энгельсскому локомотивному заводу на основании договора лизинга.
«Тонкость в том, что локомотивному заводу принадлежат только здания и оборудование, а сам продукт — локомотив — принадлежит ООО „Первая локомотивная компания", которая является эксплуатантом производственных линий. Видимо, брать одни лишь коробки и оборудование, заточенное под узкое производство, „ВЭБ-Лизинг" не хочет. Если бы цеха шли вместе с продуктом, проблем бы, наверно, не было», — говорит источник „Ъ" в Энгельсском локомотивном заводе. По словам собеседника „Ъ", дело о взыскании более 9 млрд руб. с локомотивного завода грозит банкротством предприятия, поскольку завод остается убыточным, хотя и ожидает крупного контракта с АО «РЖД».
Гендиректор «Энгельсского локомотивного завода» Иван Панков сказал „Ъ", что решение Саратовского арбитражного суда будет обжаловано.
«Во Внешэкономбанке сменилось руководство (в 2016 г. ВЭБ возглавил Сергей Горьков. — „Ъ"), изменились подходы, но я уверен, что мы все же сумеем найти общий язык», — отмечает господин Панков.
Пресс-служба Внешэкономбанка сообщила на запрос „Ъ", что «ВЭБ-лизинг» судебные дела не комментирует. Связаться с гендиректором ООО «Первой локомотивной компании» Романом Мешковым не удалось, в приемной сообщили, что он в командировке. Комментарий Станислава Гамзалова получить также не удалось. В московском офисе ПЛК сообщили, что не знают о его местонахождении и контактах.
В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области судебный процесс не прокомментировали.
Глава юридического бюро «АргументЪ» Андрей Ларин считает, что исход судебных тяжб может зависеть от тонкостей договора: «Если бы речь шла о лизинге готовой вещи, все было бы очевидно, но в данном случае предполагалось, что предметом лизинга станет объект, который только предстоит создать. Здесь может быть множество тонкостей, каждая из которых будет иметь значение. Кроме того, предприятие теоретически может изыскать средства и расплатиться с кредитором. Если будет хороший надежный госконтракт, то с банками вопрос решаем. Наконец, предприятие может оказаться настолько важным для экономики, с такими серьезными позициями на рынке, что ВЭБ решит, что рушить его просто нельзя. В противном случае все может кончиться иском о банкротстве, и все, в том числе банк, останутся ни с чем».
Анатолий КОТОВ