Коммерсант: МФК уходит от модели бутика

Банк МФК утвердил стратегию развития на три года, которая предполагает, что банк выйдет на самоокупаемость в ближайшее время. На период 2018–2020 годов запланирована лишь одна докапитализация на 2,8 млрд руб., в рамках которой возможно перераспределение долей акционеров. Тем не менее все они останутся в капитале банка и готовы развивать его, отказавшись от модели инвестиционного бутика, не оправдавшей себя.

На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что получила ходатайство группы ОНЭКСИМ о получении предварительного согласия на приобретение до 100% голосующих акций банка «Международный финансовый клуб» (МФК). Также в ФАС поступило ходатайство о согласовании приобретения банка Onexim Holdings Limited физическим лицом.

МФК был организован бизнесменом Михаилом Прохоровым как элитный финансовый бутик в 2009 году. В дальнейшем в число акционеров вошли другие заметные бизнесмены. По данным на 30 сентября 2017 года, 39,4% акций банка принадлежат Виктору Вексельбергу через Winterlux Limited, 27,7% — господину Прохорову, еще 19,7% он владеет через — Onexim Holdings Limited, 13,1% владеет Екатерина Игнатова.

Как пояснил "Ъ" предправления МФК Игорь Антонов, ходатайство, поданное в ФАС, формальное, так как в рамках утвержденной в конце декабря стратегии банка планируется увеличение капитала через допэмиссию акций на 2,8 млрд руб. По его словам, совместная доля ОНЭКСИМа и Михаила Прохорова на текущий момент составляет около 47%, но в рамках планируемой допэмиссии может превысить 50%, что, в свою очередь, требует согласования со стороны ФАС. «Доли акционеров могут измениться, но мы не ожидаем, что кто-то из действующих акционеров выйдет из капитала банка по итогам допэмиссии»,— заключил он. Детали стратегии господин Антонов не раскрыл.

Новая стратегия МФК до 2020 года не опубликована. По словам источников "Ъ", знакомых с ее финальным вариантом, указанная докапитализация — единственная запланированная в течение трех лет. В дальнейшем МФК должен выйти на самоокупаемость. В 2016–2017 годах акционеры оказали банку помощь на сумму около 20 млрд руб. Прогнозы по чистой прибыли у группы банков (МФК — «Таврический», находится на санации МФК с 2015 года) довольно скромные — 6 млрд руб. за три года, но ее источником должен стать не заработок на проблемных активах, а доходы от классического бизнеса, указывают собеседники "Ъ". С учетом допэмиссии и капитализации прибыли к 2020 году капитал группы банков должен стать положительным — 6 млрд руб. против минус 1,1 млрд руб. по итогам 2017 года.

От модели финансового бутика стратегией предусмотрен переход к универсальной модели, осведомлены источники "Ъ". В корпоративном бизнесе МФК сконцентрируется на шести отраслях (торговля, АПК, предприятия связи, энергетики, здравоохранение, строительство). Предусмотрен рост кредитов на 65%, до 61 млрд руб. по итогам 2020 года. Объем средств клиентов должен вырасти за три года на 42%, до 95 млрд руб. Доля корпоративных клиентов в пассивах возрастет — с 8 млрд до 20 млрд руб. по итогам 2020 года. В розничном бизнесе предлагается, чтобы приоритетным сегментом стали пенсионеры и работающие граждане старше 45 лет. «Сейчас у банка "Таврический" около 30 тыс. вкладчиков, из которых 80% пенсионеры,— отмечает собеседник "Ъ", близкий к банку.— Предполагается, что их число вырастет в 1,5 раза, что обеспечит объем привлеченных средств на уровне 53 млрд руб. по итогам 2020 года». При этом от ВИП-клиентов банк отказываться не намерен. В приоритете — семьи с крупными и очень крупными состояниями. Объем привлеченных от них средств к 2020 году должен составить 20 млрд руб.

По словам руководителя отдела валидации «Эксперт РА» Станислава Волкова, прежняя модель банка как финансового бутика, который, с одной стороны, опирался на крупный частный капитал, а с другой — финансировал проекты на начальных стадиях, не оправдала себя, так как риски оказались слишком велики. «Логично, что новая стратегия заточена на взвешенную и осторожную диверсификацию бизнеса,— отмечает он.— Учитывая, что у МФК на санации находится еще и банк "Таврический", важно заботиться не о быстром росте в том или ином сегменте, а об оздоровлении группы и поддержании стабильных показателей деятельности».

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА