Коммерсант: Налоги компаний могут зависнуть в банках

Очередной период уплаты налогов может оказаться проблемным для компаний и банков. Минфин так и не выпустил подзаконные акты, которые регламентируют оформление платежей по налогам, перечисляемым за третьих лиц. В результате банкиры попали в затруднительное положение: с одной стороны, отказать клиенту в такой услуге нельзя, с другой,— налоговики могут не зачесть неверно оформленный с их точки зрения платеж. В таком случае клиент имеет право потребовать от банка возмещения расходов на пени и штрафы.

На этой и следующей неделе банкам предстоит обработать большой объем налоговых платежей. 25 января истекает срок уплаты юридическими лицами налога на добавленную стоимость (НДС) за четвертый квартал 2016 года, который является лидером поступлений в бюджет (по данным ФНС, 2,4 трлн руб. за 11 месяцев 2016 года). Спустя три дня наступает срок уплаты налога на прибыль, далее налогов на имущество, транспортного, акцизов и пр.

Это первые массовые перечисления налогов после вступления в силу поправок к Налоговому кодексу (НК РФ) от 30 ноября 2016 года, которые позволили "иным" лицам уплачивать налоги за налогоплательщика. Однако воспользоваться новой возможностью, как показал опрос "Ъ" крупнейших банков (топ-10), в ближайшее время не удастся. Банки не готовы проводить налоговые платежи за третьих лиц, ссылаясь на отсутствие нормативных документов. "Мы ожидаем, когда нормативные акты по оформлению платежных поручений (107н Минфина и 383-П ЦБ) будут приведены в соответствие с поправками к НК РФ,— отмечает руководитель отдела развития электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталья Масарская.— После этого мы предоставим клиентам возможность уплаты налогов за третьих лиц".

Непосредственный регулятор банков — ЦБ разъяснил "Ъ", что необходимости изменения его внутренних документов нет. "Порядок указания информации для налоговых целей устанавливается в приказе 107н и относится к компетенции Минфина,— сообщили в пресс-службе ЦБ.— Проект соответствующих изменений в 107н разрабатывается Минфином с участием Банка России. При этом изменения в 383-П не потребуются". В Минфине на запрос "Ъ" не ответили. Пока не выйдет приказ Минфина, на основании которого банк мог бы предложить данную услугу клиентам, такой сервис не может быть реализован, отмечают в Абсолют-банке.

До 30 ноября 2016 года возможность уплаты налога "иным лицом" не была прописана в НК РФ, налоги налогоплательщик должен был перечислять самостоятельно. И банки проводили подобные платежи без проблем. Если клиент изъявлял желание заплатить налоги за кого-то, банк в платежном поручении в графе "Назначение платежа" просто указывал ИНН, КПП и наименование налогоплательщика.

Эксперты уверены, что отказ от проведения налоговых платежей за третьих лиц может выйти банкам боком. "НК РФ — закон прямого действия,— отмечает президент Центра налоговых экспертиз и аудита Михаил Мухин.— И не проблема компании, как банк будет проводить платеж, а в противном случае клиент вправе потребовать от банка письменный отказ, а далее — уплаты пени по налогу за несвоевременное перечисление". В ЦБ полагают, что пока налоговые платежи за третьих лиц можно проводить, включая информацию о плательщике в назначение платежа, то есть использовать старый механизм.

Но такой подход может не понравиться уже налоговикам. В конце декабря Федеральная налоговая служба (ФНС) выпустила информационное письмо с разъяснениями, как оформлять подобные платежи. Согласно им, в графах "ИНН" и "КПП" необходимо указывать реквизиты того, за кого платится. Реквизиты же перечисляющего деньги требовалось писать в поле "Плательщик". "Все налоговые платежи в инспекциях разносятся в автоматическом режиме, где один из реквизитов — ИНН плательщика,— поясняет налоговый консультант, бывший налоговый инспектор Артем Родионов.— И если в платежке будет ИНН третьего лица, то программа и занесет платеж на счет третьего лица и потребуется ручная корректировка". Таким образом, если банки будут следовать совету ЦБ, то нарушат рекомендации налоговиков, платеж может быть не зачтен или отнесен к "невыясненным" и клиенту придется долго доказывать свою правоту, продолжает он. При этом клиент сможет предъявить свои претензии, а также потребовать компенсации пеней и штрафов с банка, указывают эксперты. В ФНС в пятницу вечером не смогли прокомментировать вопросы администрирования платежей за третьих лиц.

Вероника ГОРЯЧЕВА