Коммерсант: На банк надейся, а сам не плошай
Кредитные организации, переманивая заемщиков друг у друга, активно рекламируют программы рефинансирования ипотеки, завлекая клиентов низкими ставками. И это работает, но не всегда приводит к ожидаемому результату.
Рекордсмен на рынке рефинансирования, несомненно, Сбербанк. У него и ставки низкие, и сервис «на уровне». Чтобы заполучить качественного заемщика, банк готов разделить тяготы переоформления залога с клиентом. Казалось бы, поддержка и опора такого финансового гиганта — залог успеха. Кому, как не Сбербанку, на который приходится фактически полрынка ипотеки, знать все тонкости и нюансы оформления залогов, думала я, принимая решение о переводе ипотеки из ВТБ в Сбербанк.
И начиналось все неплохо. Для помощи в оформлении документов мне был выдан личный менеджер, который сопровождал меня на всех этапах сбора, подачи документов, даже в МФЦ. И все прошло, как говориться, без сучка, без задоринки, через восемь дней мне обещали выдать пакет документов о регистрации залога, после чего я бы стала полноценным ипотечным заемщиком Сбербанка и получила сниженную ставку.
Но что-то пошло не так. В назначенный день и час в МФЦ мне сообщили нерадостную весть — о приостановлении регистрационного действия из-за неполного пакета документов. Как выяснилось, сотрудник Сбербанка забыл вложить в пакет документов закладную, погашенную ВТБ. Похоже, что об этом требовании Росреестра доблестный менеджер Сбербанка просто не знал — он собирался сдать этот бесценный документ в архив. Перехватив закладную, я уже одна вернулась с ней в МФЦ.
Оставалось подождать еще восемь дней. Но и на этот раз чуда не произошло. В МФЦ мне сообщили, что к погашенной закладной ВТБ надо было приложить доверенность, которую банк дал мне вместе с закладной. Однако информация о необходимости ее подачи всплыла впервые. Начатое нужно довести до конца, решила я. И донесла доверенность — пошел отсчет очередных восьми дней. Омрачает ожидание повышенный процент, который я вынуждена платить Сбербанку до оформления обременения залога.
А ведь все могло бы быть совсем не так — все процедуры банки могли бы провести без моего участия. Закон «Об ипотеке» допускает повторный залог ипотечного объекта недвижимости. Вполне логично, чтобы при оформлении кредитного договора на рефинансирование клиент одновременно подписывал и ипотечный договор, а также оформлялась новая закладная, которая ложилось бы еще одним обременением на заложенную квартиру. И банк, от которого клиент уходит, просто бы снимал свое обременение после погашения кредита. Но два гиганта российской банковской системы пока не достигли такого совершенства коммуникаций.
Вероника ГОРЯЧЕВА