Коммерсант: Непереходящие ценности
Закон о переводе пенсионных накоплений граждан, который вступил в силу с 1 января, на практике оказался неработоспособным. Виной всему техническая неготовность всех элементов пенсионной системы. Не готовы Единый портал госуслуг (ЕПГУ) и система связи между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Когда граждане смогут все-таки подать заявление о переходе от одного страховщика к другому, непонятно, но участники рынка надеются, что вынужденные каникулы продлятся только первый квартал.
С 1 января, согласно вступившим в силу законодательным нормам, граждане, пожелавшие перевести свои пенсионные накопления, могут это сделать двумя способами. Подать заявление либо дистанционно через ЕПГУ, либо лично явившись в отделение ПФР или МФЦ (или послав туда своего представителя). Однако, как выяснил "Ъ", в реальности они лишены этих возможностей и непонятно, когда смогут распорядиться ими.
Во-первых, на прием заявлений о смене страховщика ЕПГУ не работает. Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Горобцов убежден, что портал предоставляет возможность подачи заявления о переводе пенсионных накоплений. И приводит статистику ведомства, согласно которой за 2018 год досрочный переход из ПФР в НПФ через портал госуслуг совершили более 74 тыс. раз, а НПФ поменяли более 36 тыс. раз. Но дело в том, что, согласно действующему закону, гражданин должен быть в обязательном порядке проинформирован о потенциально теряемом им инвестдоходе при досрочной смене страховщика (см. "Ъ" от 16 апреля 2018 года). Но такая функция, как можно судить из информации на портале, до сих пор не реализована. «В настоящее время по техническим причинам сервис информирования о сумме потерь при досрочном переходе недоступен, подача заявления о досрочном переходе невозможна»,— равнодушно сообщает портал при попытке сменить текущего страховщика. Участники рынка считают, что эта функция не была реализована в связи с поздней разработкой ПФР и регистрацией в Минюсте форм заявлений и уведомлений и инструкций по их заполнению, а также интеграцией этих данных в ЕПГУ.
Во-вторых, под вопросом и подача заявления лично или через представителя. Согласно закону, ПФР обязан в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления направить его копию в фонд, в который переводятся накопления, и одновременно оповестить текущего страховщика. Это должно быть осуществлено через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), причем третьей версии. Однако на 9 января к СМЭВ-3 было подключено лишь 25 НПФ, сообщили в «Ростелекоме», тогда как с накоплениями работают 35 фондов.
«Мы будем готовы с 1 января это делать. Нами сейчас проводится большая подготовительная работа. Мы установили электронное взаимодействие со всеми НПФ через СМЭВ», - Антон Дроздов, предправления ПФР о готовности предоставлять гражданам информацию о теряемом инвестдоходе, декабрь 2018 года.
Впрочем, как указывают в частных фондах, которые все-таки подключились к системе, сейчас в нормальном режиме работает только канал на отправку информации в ПФР. При этом получить информацию о поступившем заявлении НПФ сейчас не могут. «На текущий момент в продуктивной среде находится только вид сведений для передачи данных из НПФ в ПФР»,— рассказал IT-директор НПФ «Согласие» Иван Захаров. «Что касается вида сведений "Исходящие документы из ПФР в НПФ" — ждем их появления в продуктивной среде СМЭВ-3»,— добавили в НПФ «УГМК-Перспектива». В НПФ Сбербанка в последний рабочий день 2018 года тестировали получение информации из ПФР, уточнил операционный директор фонда Виктор Поляков. Однако результаты не уточнил.
В ПФР отказались отвечать по существу на вопросы, однако заявили, что «у граждан в распоряжении есть целый год на то, чтобы принять взвешенное решение относительно перевода пенсионных накоплений и подать заявление, если это необходимо». Собеседник "Ъ" в одном из пенсионных СРО рассказал, что в неформальных консультациях с заинтересованными ведомствами сроком завершения работ по приведению ЕПГУ в соответствие с действующим законодательством называется конец первого квартала. Собеседник "Ъ" в крупном НПФ называет в качестве ориентира запуска март-апрель.
Ситуация, в которой очутилась индустрия НПФ, была вполне ожидаемой (например, см. "Ъ" от 14 августа 2018 года). «Это не первый раз, когда в начале года фонды сталкиваются с тем, что правила игры до конца не определены»,— отмечает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. К тому же, по его словам, тем игрокам, которые в этом году ожидали больших оттоков клиентов, создавшееся положение дел может быть на руку. «Однако следует учитывать, что переходная кампания окажется усечена не только в начале, но и в конце года. Ведь декабрь, согласно новому законодательству, месяц охлаждения, когда фонды также не будут привлекать новых клиентов. Таким образом, в нынешнем году масштабы привлечения могут сократиться как минимум на треть»,— резюмирует господин Околеснов.
Илья УСОВ