Коммерсант: ОФЗ выложат в супермаркет
Условия обращения облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-н) могут измениться так, что продавать их можно будет через финансовый маркетплейс (совместный проект ЦБ и участников рынка). Но в нынешнем виде инструмент для этого не приспособлен, и ЦБ разрабатывает схему трансформации ОФЗ-н, которую намерен предложить Минфину и другим эмитентам. Если схему одобрят, на рынке появится, по сути, новый финансовый инструмент.
Как стало известно "Ъ", ЦБ вместе с участниками рынка разрабатывает схему, которая сделает возможной прямую продажу «народных облигаций» через единую централизованную площадку онлайн-дистрибуции финансовых услуг — маркетплейс. Сейчас ОФЗ-н не подходят для такой реализации, необходимо поменять ряд правил обращения. В Банке России информацию подтвердили, добавив, что возможностью прямой продажи облигаций смогут воспользоваться в том числе Минфин и субъекты федерации: «Решение будут принимать сами эмитенты».
ОФЗ-н — специальный инструмент для инвестиций граждан. Это некий аналог традиционных облигаций федерального займа (ОФЗ), но с рядом особенностей. Обращение ОФЗ-н на вторичном рынке, включая сделки с облигациями между агентами, не допускается, за исключением выкупа облигаций агентом. Физлица могут предъявить облигации к выкупу в любой день до даты их погашения. Сейчас приобрести ОФЗ-н можно только в Сбербанке и ВТБ, хотя Минфин допускал расширение списка банков-агентов.
В обращении находятся два выпуска ОФЗ-н. Первый, общим объемом 30 млрд руб., Минфин разместил в апреле 2017 года, он был реализован в течение четырех с половиной месяцев. Второй выпуск на 15 млрд руб. Минфин начал размещать в сентябре 2017 года, но к 12 марта реализовано менее 25%. Сокращение активности покупателей, по мнению экспертов, может быть связано со снижением доходности. Для первого выпуска она составляла 8,48–9,25% годовых (до вычета комиссионного вознаграждения агента), а сейчас — только 7,65% годовых (с учетом комиссионных выплат в пределах 7,0–7,4% годовых).
Проект маркетплейса при поддержке ЦБ реализуют участники финансового рынка (см. "Ъ" от 15 марта). Рабочую версию «финансового супермаркета» планируется запустить в конце 2018 года. Это станет возможно, когда будут законодательно решены вопросы быстрых платежей и удаленной идентификации клиента со стороны самой платформы. Согласно «дорожной карте», на первом этапе потребителю предложат только депозиты. На втором этапе проекта станет возможна прямая покупка государственных и корпоративных облигаций.
В нынешнем виде ОФЗ-н не могут размещаться на маркетплейсе из-за ряда его особенностей. Например, в текущей схеме потребитель может погасить облигацию у агента размещения (Сбербанк и ВТБ), вернув себе часть инвестиций — стоимость номинала за вычетом комиссии 1,5%. Прямая дистрибуция на маркетплейсе исключает агента: продажи идут через так называемые агрегаторы, фактически — магазины финансовых товаров. Таким образом, погашать бумаги будет некому, а потребитель лишится возможности досрочно вернуть вложенные средства, если у него возникнет такая необходимость.
По информации "Ъ", обсуждается возможность разрешить использовать продаваемые через маркетплейс ОФЗ-н в качестве залогов, а также перепродавать их физлицам на внебиржевом рынке. Кроме того, продажи через маркетплейс делают ненужным и размещение долговых госбумаг для населения на брокерских счетах, как это происходит сейчас. Таким образом, фактически речь идет о создании нового финансового инструмента для населения.
Источник "Ъ" в Минфине сообщил, что возможность трансформации инструмента ОФЗ-н для цифровых продаж пока не обсуждалась, но признал наличие потребности в этом. Премьер Дмитрий Медведев поручил до 26 марта представить в правительство план мероприятий, призванных увеличить объем эмиссии ОФЗ для физлиц в 2018 году до 100 млрд руб. «Возможно, мы приступим к этому, когда идеология инструмента изменится — перестанет быть в значительной степени образовательной. Тогда можно будет задуматься о снятии ряда ограничений»,— пояснил собеседник "Ъ" в Минфине. На официальный запрос "Ъ" там не ответили. В ЦБ сообщили, что «схема находится на начальной стадии проработки, с эмитентами технологическое решение пока не обсуждалось».
Удастся ли повысить спрос на ОФЗ-н путем перенаправления дистрибуции из реальных банковских офисов в онлайн-каналы — вопрос открытый. По словам главы департамента управления активами General Invest Дениса Горева, обсуждаемые изменения, в частности замена досрочного погашения возможностью залога, утяжеляют схему: «Инвесторам будет проще пойти к "дискаунт-брокеру" и купить у него ОФЗ. Размер комиссионных посредника, который они сэкономят, придя на маркетплейс, не компенсирует усложнение процедуры». Впрочем, он допускает, что ЦБ найдет вариант упрощенной реализации механизма, который сейчас выглядит излишне сложным.
Мария САРЫЧЕВА