Коммерсант: Пенсионные накопления освоили бумагу
В мае темпы переходной кампании застрахованных лиц между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) выросли более чем в полтора раза, хотя и продолжают значительно отставать от прошлогодних. Фонды стали приспосабливаться к отсутствию полноценной работы дистанционных каналов привлечения и переводят к себе клиентов через «бумажный» канал.
Переходная кампания 2018 года набирает темпы. За май граждане подали почти столько же заявлений о переводе своих пенсионных накоплений, сколько за предыдущие четыре месяца, свидетельствуют данные ПФР. В мае их было подано 167,9 тыс., тогда как суммарно за пять месяцев — 339,8 тыс. Однако темпы переходной кампании значительно уступают прошлогодним. В мае 2017 года было подано 636,5 тыс. заявлений, а суммарно за пять месяцев — 2,4 млн.
Переходная кампания этого года проходит в условиях почти полного отсутствия дистанционной электронной подачи заявлений. ПФР с середины прошлого года (см. "Ъ" от 25 июня 2017 года) прекратил прием заявлений через самый популярный канал — удостоверяющие центры (УЦ). При этом канал ЕПГУ и электронного кабинета ПФР, на который в конце прошлого года многие НПФ возлагали надежду как на альтернативу перевода пенсионных накоплений через УЦ, так и не стал полноценной альтернативой УЦ. Через него за май было переведено 3,3 тыс. заявлений, а суммарно за пять месяцев 25,9 тыс., что больше, чем в предшествующие годы, но в десять раз ниже, чем бумажных заявлений в этом году. Сказываются технологические трудности с ЕПГУ, а также возникшие у ряда игроков проблемы с УЦ, которые должны формировать квалифицированную электронную цифровую подпись (КЭП) для перевода по этому электронному каналу (см. "Ъ" от 4 июля).
В этих условиях фондам остается наращивать «бумажный» канал подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений — в отделения ПФР или МФЦ. Именно этот канал был основным в 2014 году, через него было подано 97,3% всех заявлений. За май 2018 года бумажных заявлений было подано 164,6 тыс., или 98% от всех поданных, за пять месяцев — почти 314 тыс. заявлений. При этом доля «бумаги» выросла по сравнению с апрелем на 4,3 процентных пункта (п. п.). Уже сейчас объемы сдаваемых заявлений в месяц более чем в 10 раз превышают аналогичные показатели прошлого года: в мае 2017 года бумажных заявлений было получено ПФР всего 12,7 тыс. штук.
За первые пять месяцев большинство заявлений о переходе к другому страховщику было подано «молчунами»: 167,1 тыс. человек решили сменить ПФР на НПФ. На втором месте граждане, которые решили поменять негосударственный фонд на другой, их суммарно насчитывалось 142,4 тыс. Около 9% бывших клиентов НПФ решили вернуться в ПФР. Еще 850 человек выбрали частную управляющую компанию, и для них Пенсионный фонд России продолжит оставаться страховщиком.
«Это абсолютно неэффективно, но мы прорабатываем возможность перевода пенсионных накоплений через "бумагу" и походы наших клиентов в ПФР»,— говорил ранее человек, близкий к НПФ Сбербанка. «По сути, мы вернулись в 2014 год»,— говорит один из пенсионных брокеров. Однако повторить успех 2014 года, когда в ПФР поступило 5,2 млн заявлений о переводе накоплений, в этом году только с «бумажными» технологиями не получится. «Даже при направлении всех клиентов НПФ Сбербанка в ПФР показателей 2014 года достигнуть уже не удастся. Основные игроки рынка настроены гораздо менее агрессивно, чем четыре года назад, к тому же полгода уже потеряно»,— считает гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. Если внедрения новых технологий не произойдет, то в этом году может быть подано до 1,5 млн заявлений, оценивает он.
Илья УСОВ