Коммерсант: Пенсионных агентов раскроют в сети
Всем негосударственным пенсионным фондам (НПФ) придется раскрыть на своих сайтах реестры агентов, данные по доходности предыдущих периодов и указать возможные будущие риски. Такие требования обозначил Банк России в проекте базового для отрасли стандарта работы с клиентами. Но с учетом объема информации и отсутствия понятных для клиентов бенчмарков, получат ли они дополнительные ориентиры в выборе НПФ — вопрос открытый.
Банк России 20 октября опубликовал проект указания «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями (СРО) в сфере финансового рынка, объединяющими негосударственные пенсионные фонды, базовых стандартов и требованиях к их содержанию». Как следует из документа, работающие с накоплениями и резервами НПФ должны раскрыть на сайтах данные «о доходности в прошлых периодах», «о рисках, связанных с инвестированием», о реестре действующих и исключенных агентов НПФ, а также о принципах распределения инвестиционного дохода. Информация «должна быть изложена доступным языком», «с использованием удобочитаемых шрифтов и общеупотребительных форматов».
Как свидетельствует статистика, пока отношения НПФ и клиентов далеки от идеала. По итогам переводной кампании 2016 года ЦБ получил в пять раз больше жалоб, чем за три предыдущих года (см. "Ъ" от 19 июля). Накануне на конференции НАУФОР представители Банка России анонсировали скорое изменение порядка перевода накоплений — планируется, что заявление на перевод граждане будут подавать через сайт госуслуг, одновременно получая расчет возможных потерь. «Ситуация с жалобами не может быть решена без изменения законодательства, которое будет позволять текущему фонду узнавать, что клиент хочет уйти, а самому клиенту узнавать о потере дохода. И фиксировать — пришел сам клиент, а не кто-то за него поставил подпись»,— отметил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
После доработки в СРО и утверждении ЦБ отраслевые стандарты будут обязательны для всех участников отрасли. «Внедрение отраслевого стандарта повысит уровень ответственности НПФ перед клиентами и обеспечит дополнительную финансовую безопасность»,— уверена гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Вместе с тем она отмечает, что проект содержит много требований к процессам, которые уже регламентируются действующим законодательством и внутренними нормативными документами НПФ. По мнению президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Константина Угрюмова, доработка стандарта не потребует много времени, так как часть записанных в нем требований уже внедряется СРО.
Глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков надеется, что расчеты возможных потерь охладят желание клиентов НПФ часто менять страховщика. При этом он считает избыточным раскрытие информации о рисках инвестирования, поскольку в ближайшем будущем предполагается, что фонды будут подробно раскрывать структуру и состав портфелей (см. "Ъ" от 20 сентября). Участники отрасли называют и другие узкие места проекта — например, расчет доходности фондов в случае сделок M&A. Как отмечает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев, методики для ее расчетов пока не существует. Эффективность внедрения стандарта будет зависеть от контроля его исполнения всеми игроками, уверены эксперты. «В противном случае остается риск недобросовестного поведения агентов»,— предостерегает гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко.
Насколько полезным стандарт окажется для клиентов НПФ, будет зависеть от его итоговой версии. «Сведения о доходности НПФ в предыдущие периоды не слишком информативны для рядового клиента без бенчмарков, например, сравнения со средним по системе показателем,— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.— Качество уведомления о рисках также зависит от детализации, например, указания предельных уровней риска».
Павел АКСЕНОВ