Коммерсант: Перетягивание бензина

Решение правительства о заморозке мелкооптовых цен на топливо изменило торговую политику крупных нефтекомпаний, говорят собеседники "Ъ" на рынке. Нефтяники минимизируют продажи топлива независимым сетям АЗС, отменяя системы скидок и переходя на полную предоплату, и направляют топливо на собственные заправки. В Восточной Сибири, где велика концентрация независимых АЗС, такой подход уже привел к нехватке дефицитного зимнего дизельного топлива. Избежать полноценного кризиса, считают собеседники "Ъ", в такой ситуации можно лишь за счет зимнего падения спроса и низких цен на нефть.

Обязательства нефтекомпаний заморозить цены на нефтепродукты в мелком опте с 1 ноября вынудили их частично изменить торговую политику, чтобы сократить убытки и в ситуации неопределенности обеспечить топливом свои заправки, говорят собеседники "Ъ" на рынке и в правительстве. Так, нефтекомпании в ряде случаев отказались от скидок мелкооптовым покупателям, перешли на систему полной предоплаты, а также снизили отгрузки независимым АЗС. Высвободившиеся объемы, по словам источников "Ъ", были в основном направлены на АЗС самих нефтекомпаний, а также частично проданы на бирже или осели на нефтебазах — в рамках выполнения требования правительства о росте поставок топлива на внутренний рынок на 3%.

По словам одного из собеседников "Ъ", в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на прошлой неделе на 5–10%. По данным "Ъ", это связано с тем, что «Газпром нефть» поставляла в регионы значительный объем топлива производства других компаний, но после заморозки цен в мелком опте такие трейдерские операции стали невыгодными.

«Сегодня политика "Газпром нефти" — обеспечение собственных заправочных станций и прекращение отпуска опта другим участникам рынка. Сейчас только "Роснефть" поставляет свой продукт на региональный рынок»,— заявил "Ъ" президент Союза владельцев АЗС Красноярского края Евгений Решетников. Он отмечает, что ситуация с перебоями с топливом наблюдается на АЗС всю последнюю неделю. «Компания ("Газпром нефть".— "Ъ") по-прежнему заявляет о готовности к продаже топлива, но по факту ресурсы не дает, что еще больше создает напряжение, так как затрудняет возможность планирования поставок»,— подтверждает гендиректор АО «Красноярскнефтепродукт» Андрей Чернов. В итоге участники рынка пытаются купить товар у «Роснефти», у Ачинского НПЗ компании стоит очередь из 300 бензовозов. «По двое суток водители ночуют в бензовозах, чтобы залить топливо. Самая проблемная позиция — дизтопливо, его отпуск существенно сокращен»,— рассказал Евгений Решетников.

В «Газпромнефть — региональные продажи» "Ъ" заверили, что обеспечивают «равный доступ к ресурсу» для всех участников рынка: «Предприятие не сокращало объем поставок в Красноярский край». В то же время на Ачинском НПЗ подтверждают наличие очередей, связывая их с повышенным спросом на зимнее дизтопливо и тем, что независимые участники рынка не сделали запасов заранее. «Некоторые недобросовестные участники пытаются играть на ценовой конъюнктуре, преследуя свои экономические интересы и ставя под удар конечного потребителя»,— сообщила "Ъ" пресс-секретарь Ачинского НПЗ Ирина Солодухина.

В Минэнерго ситуацию не комментируют. Представитель курирующего ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака заверил, что в правительстве также следят за ситуацией, и сослался на сделанное 14 ноября заявление ФАС, что ситуация на рынке стабилизируется.

Несмотря на проблемы за Уралом, в целом источники "Ъ" в отрасли настроены умеренно оптимистично, поскольку падение цен на нефть за последний месяц на $15, до $67 за баррель, должно привести к снижению цен на топливо на бирже. «При такой цене мы проскочим, к тому же спрос зимой ниже»,— говорит собеседник "Ъ" в правительстве. «Ситуация сложная, особенно в некоторых регионах, но с точки зрения обеспечения топливом она улучшается по сравнению с началом ноября»,— сказал "Ъ" глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В то же время он подчеркивает, что маржинальность АЗС по-прежнему очень низкая, независимые заправки не могут, в отличие от активов нефтекомпаний, работать в убыток и в ряде случаев вынуждены повысить цены. Это приводит к оттоку потребителей на заправки нефтекомпаний. «Поднимать цены — значит терять клиентов. Сегодня мы работаем в убыток и справляем свои похороны»,— подтверждает владелец сети АЗС «Техас» Людмила Коротченко.

Собеседники "Ъ" в независимой рознице надеются на снижение биржевых цен на топливо, поскольку рентабельность экспорта резко упала. В то же время неясно, в какой степени снижение биржевых цен будет транслироваться в мелкооптовый сектор. «Если государство установило цены на опт и розницу, то для чего тогда нужна биржа? Все это ведет к вытеснению с рынка независимой розницы»,— полагает президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» Юлия Золотовская. При этом собеседники "Ъ" отказываются делать прогнозы о динамике оптовой цены после 1 января, когда будут повышены акцизы, НДС, а также вступит в силу налоговый маневр и демпфирующий акциз, эти факторы окажут разнонаправленное и не вполне предсказуемое влияние.

Юрий БАРСУКОВ, Оксана ПАВЛОВА