Коммерсант: Пользователи утекают с данными и дизайном
Социальные сети переживают кризис, о котором наглядно свидетельствуют квартальные отчеты компаний. Согласно представленным данным, популярные платформы теряют некогда лояльную аудиторию, и если в случае c Facebook пользователи покидают платформу преимущественно из-за скандала с утечкой данных, то показатели Snapchat снижаются из-за редизайна приложения.
Скандалы с утечкой данных 50 млн пользователей и распространение фейковых новостей в ходе президентской избирательной кампании в США негативно сказались на аудитории социальной сети Facebook. Несмотря на прирост пользователей в мире, жители Европы оказались менее лояльны к соцсети. По сравнению с первым кварталом число ежедневных пользователей сократилось на 3 млн человек, до 279 млн. Согласно прогнозам аналитиков, которые приводит британская газета The Guardian, Facebook также столкнется с потерей пользователей в Британии и США. Ожидается, что более 3 млн человек в возрасте до 25 лет покинут платформу или прекратят ее использование на регулярной основе к концу текущего года.
Потеря доверия пользователей и замедление темпов ростов выручки заставили инвесторов иначе взглянуть на перспективы компании. После публикации отчетности акции Facebook упали за один день на 19%, а капитализация снизилась более чем на $120 млрд, что стало историческим рекордом для компании.
В конце июля Snapchat — сервис для обмена исчезающими фото и видеосообщениями — также представил финансовую отчетность, в которой впервые в истории компании был зафиксирован отток аудитории. Так, в первом квартале текущего года число ежедневных пользователей Snapchat составляло 191 млн человек, во втором квартале — 188 млн пользователей. Главной причиной снижения интереса стал новый дизайн приложения, запущенный в ноябре прошлого года. Тогда сервис внедрил несколько обновлений, добавил раздел «История» (Our Story) и поиск, отделив публикации друзей от остального контента. Предполагалось, что изменения позволят решить сразу несколько проблем — привлечь больше рекламодателей и сделать сервис понятнее для аудитории.
Однако надежды компании не оправдались — пользователи стали выражать свое недовольство и даже создали петицию, которую подписали почти 1,3 млн человек. По мнению составителей, новый дизайн не сделал использование платформы проще, а новые функции они и вовсе назвали «бесполезными». В мае сервис пошел им навстречу и вернулся к прежней версии приложения.
Сокращение пользователей на 1,6% из-за редизайна также признал основатель и исполнительный директор Эван Шпигель. Он заявил, что сервису будет нелегко вернуть расположение пользователей. При этом непосредственно финансовые показатели компании превзошли ожидания инвесторов — выручка увеличилась на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $262 млн.
Сервис микроблогов Twitter также отчитался о сокращении пользователей. Если в первом квартале их число достигало 336 млн человек, то по итогам второго — на 1 млн меньше. Причем платформу подвела собственная честность — по данным газеты The Washington Post, ежедневно администрация сервиса блокирует около 1 млн фейковых и агрессивных аккаунтов.
Евгения ЧЕРНЫШЕВА