Коммерсант: Регионы займут через «Маркетплейс»
Как стало известно "Ъ", запуск продаж облигаций через «Маркетплейс» — единый супермаркет всего финансового рынка — запланирован на середину лета 2019 года. Обкатка процесса в рамках пилотного проекта должна начаться уже с сентября 2018 года на продажах внебиржевых субфедеральных облигаций Томской области. С увеличением количества и сложности числа финансовых инструментов перед клиентами платформы неизбежно встанет вопрос их выбора в соответствии со своим риск-профилем.
ЦБ определился с планами по запуску продажи облигаций через платформу «Маркетплейс». Эта часть общего проекта условно названа «Маркетплейс 2.0». Как следует из презентации, подготовленной к совещанию одной из рабочих групп проекта (есть в распоряжении "Ъ"), предполагается, что он заработает в «боевом» режиме в третьем квартале 2019 года. Само совещание состоялось в конце прошлой недели. «Сейчас фокус-группа участников рынка работает над реализацией пилотных размещений облигаций через систему "Маркетплейс"»,— подтвердили в Банке России. Планируется, что роль платформы в данном проекте будет исполнять «ВТБ Регистратор». По словам заместителя гендиректора по основной деятельности компании Максима Гецьмана, пилотный запуск системы должен состояться в сентябре этого года.
Первым активом, на котором будут отрабатываться дистанционные продажи, станут государственные облигации Томской области. Программа областных облигаций для населения в регионе реализуется с 2002 года, и в настоящее время облигации реализуются через госбанки. Ценные бумаги выпускаются на срок два-три года с ежеквартальным купоном. В 2017 году реализованы облигации пяти выпусков на общую сумму почти 2 млрд руб. По словам господина Гецьмана, это внебиржевые, так называемые реестровые облигации. Планируется, что для проекта будет зарегистрирован новый выпуск, но параметры его пока неизвестны. «Облигации будут продаваться по фиксированной цене. Каким образом будет учтен накопленный купонный доход по бумагам, пока неизвестно, свое видение процесса должен представить сам эмитент»,— рассказал один из участников рабочей группы.
По словам главного аналитика по долговым рынкам БК «Регион» Александра Ермака, ценные бумаги экономически развитого региона должны быть востребованы, тем более с появлением возможности простого доступа к ним со стороны физлиц. Преимущества субфедеральных облигаций, по его словам, в более высокой по сравнению с корпоративными облигациями надежности при более высокой доходности. Пилотные решения могут быть впоследствии масштабированы и использованы, в том числе и для дистрибуции народных ОФЗ, добавляют в ЦБ.
Взаимодействие с платформой будет начинаться с витрины-агрегатора. «Предложение о продаже ценных бумаг публикуется в личном кабинете профучастника. Задача агрегатора — проверить все предложения на достоверность и актуальность. После успешной проверки данные публикуются в блоке инвестиционных продуктов и автоматически появляются на сайте "Маркетплейса"»,— говорит гендиректор финансового маркета «Юником24» (новый участник проекта, выполняет функцию витрины) Юрий Кудряков.
Глава финансового маркетплейса «Банки.ру» (витрина в проекте) Динара Юнусова описала предварительную версию технической схемы покупки облигации: «Через витрину клиент регистрируется и выбирает облигацию в соответствии с желаемыми параметрами. Платформа осуществляет идентификацию клиента, передает информацию для открытия счета-депо в регистратор, подыскивает, соответственно поручению, бумаги, резервирует их и сообщает о результате клиенту — опять же через витрину. Затем регистратор обработает платеж, зафиксирует факт сделки и сообщит о ее статусе через витрину клиенту».
Обратный процесс — продажа бумаги — в пилотном проекте будет осуществляться напрямую через платформу-регистратора. Выкуп облигаций у клиентов на первом этапе будет осуществлять сам эмитент. «Московская биржа», выполняющая роль платформы в проекте «Маркетплейс 1.0» по банковским вкладам, также намерена в дальнейшем расширять линейку финансовых продуктов за счет субфедеральных облигаций, облигаций федерального займа (ОФЗ), а также паев паевых инвестиционных фондов.
В пилотных проектах пока отрабатывается продажа ограниченного числа финансовых продуктов, зачастую с фиксированной стоимостью (которая не меняется не только в течение дня, но и более длительного времени). Вместе с тем с увеличением числа и сложности предлагаемых продуктов перед клиентами встанет вопрос их выбора, в том числе с точки зрения своего риск-профиля. Это неизбежно влечет за собой подключение к системе финансовых консультантов, рейтинговых агентств и т. п.
Мария САРЫЧЕВА