Коммерсант: Регулирование big data пришлось не в кассу

Рабочая группа «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ выступила против принятия законопроекта о регулировании рынка больших данных. Предложенное в нем регулирование может создать проблемы для сайтов, использующих системы измерения аудитории, включая Google Analytics и «Яндекс.Метрику», указывают эксперты. Проблемы могут возникнуть и у ритейлеров, чья контрольно-кассовая техника в принципе не предусматривает получения согласия на передачу данных.

К критике законопроекта о больших пользовательских данных (БПД) присоединилась рабочая группа «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ (заключение есть у "Ъ"). Его концепция противоречит «природе больших данных», а его понятийный аппарат — действующим законам, указывают эксперты. Кроме того, инициатива создаст дополнительные барьеры для операторов БПД. Например, владельцы сайтов будут обязаны получать информированное согласие от пользователя на обработку таких данных. «Это приведет к тому, что владелец сайта, установивший систему сбора статистики (Google Analytics, "Яндекс.Метрика"), должен получить согласие пользователя на обработку БПД»,— уточняется в заключении. В некоторых случаях согласие пользователя на обработку и передачу БПД нельзя будет получить по техническим причинам, указывают эксперты. В частности, неясно, каким образом смогут получать согласие от покупателя продавцы, которые передают в Федеральную налоговую службу сведения о покупках с помощью контрольно-кассовой техники.

Как сообщал ранее "Ъ", 8 ноября профильный комитет Госдумы решил вернуть законопроект о БПД на доработку его автору, депутату Михаилу Романову, поскольку в документе не представлено финансово-экономическое обоснование. По существу проект в комитете рассматривать не стали. В тот же день заключение представила и рабочая группа «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика». Там раскритиковали проект, обратив внимание, в частности, на то, что получение согласия пользователя на передачу обезличенных данных само не может быть обезличенным, что создает противоречие. Также указывалось, что проект ставит российских и иностранных обработчиков big data в неравные условия: иностранные компании продолжат свободно собирать данные, тогда как российские столкнутся с барьерами.

В рабочую группу АНО «Цифровая экономика» входят в том числе представители сотовых операторов. Участники этого рынка также присоединились к критике: в частности, в «МегаФоне» указывали, что предложенное понятие БПД противоречит существующему законодательству и общемировой практике регулирования больших данных. Как сообщал ранее "Ъ", по оценке oneFactor доходы российских мобильных операторов от big data могут достигнуть 4% общей выручки от услуг мобильной связи в перспективе двух лет.

Нагрузка на владельцев сайтов, которые работают с сервисами для веб-аналитики, от принятия законопроекта о big data существенно не вырастет, уверен экс-советник президента РФ по развитию интернета, основатель LiveInternet Герман Клименко. «Главное, чтобы мы, как обычно, не пошли по пути того, что все наши ресурсы исполняют законодательство, а зарубежные — нет. Если у всех одинаковые условия, я не вижу рисков или какого-либо серьезного повышения нагрузки»,— отмечает он. В «Яндексе» и Google отказались от комментариев.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян указывает, что предложенное регулирование распространится сразу на несколько миллионов сайтов и приведет к «весомым издержкам», особенно для небольшого бизнеса. «В любом случае это определенные обязательства по отчетности: включение в реестр, письма в Роскомнадзор. Несмотря на то что в законопроекте этого нет, очевидно, что должны быть некие обязанности, например, по проведению проверок Роскомнадзором»,— поясняет он.

Представитель вице-премьера Максима Акимова не смогла вчера вечером оперативно прокомментировать заключение рабочей группы.

Дмитрий ШЕСТОПЕРОВ