Коммерсант: Росту прописали реформы

Евразийский банк развития (ЕАБР) ухудшил прогноз экономического роста России в 2018 году с 2% до 1,8%. Для Таджикистана и Киргизии оценки роста снижены, для Армении и Белоруссии — повышены, прогноз по Казахстану остался без изменений. Потенциальными источниками роста в странах региона ЕАБР называет подорожание энергетического сырья, смягчение бюджетной политики и снижение доли теневой экономики. При этом глобальные риски и несовершенная система управления экономическим ростом требуют проведения преобразований, считают эксперты банка.

ЕАБР ожидает, что в целом экономики стран-участниц банка в 2018 году вырастут на 2,1%, сообщается в июньском макрообзоре «Страны ЕАБР: в поисках новых драйверов роста». Для России авторы доклада снизили прогноз по экономическому росту в России с 2% до 1,8%. Среди негативных тенденций они назвали нестабильную динамику обрабатывающей промышленности, усиление инфляционных рисков и эффект от расширения санкций США. Впрочем, ухудшение внешнеэкономического фона может быть сглажено ростом цен на энергоресурсы, отмечается в докладе.

Напомним, ранее свои прогнозы по России снизили ЕБРР и Всемирный банк. По их оценкам, в 2018 году российский ВВП прибавит лишь 1,5%. Пересмотр прогноза аналитики объясняли неопределенностью, возросшей после введения новых американских санкций. Минэкономики и Минфин смотрят на перспективы российской экономики более оптимистично, рассчитывая на ускорение ее роста в 2018 году до 2%.

Кроме российского, ЕАБР ухудшил прогноз еще для двух стран-участниц банка. Ожидания экономического роста Киргизии на 2018 год снижены с 4,2% до 3,4%, Таджикистана — с 7,4% до 7%. В Киргизии эксперты отмечают замедление темпов роста сектора услуг, отрицательную динамику опережающих индикаторов и падение в добывающей промышленности. Основным фактором риска для Таджикистана остается отрицательный счет текущих операций.

В то же время аналитики ЕАБР пересмотрели в положительную сторону прогноз роста для Армении и Белоруссии — до 5,6% и 3,7% соответственно (в феврале банк ожидал 3% и 2,6%). Прогнозы были изменены на фоне более активного, чем ожидалось, роста экономической активности в первом квартале. Наконец, по шестой стране присутствия ЕАБР, по Казахстану, прогноз темпов роста оставлен прежним — 3,7%.

В банке отмечают, что экономический рост в этих странах потенциально может обеспечиваться высокими ценами на энергетическое сырье и положительной внешнеторговой конъюнктурой. Рост цен на энергоносители может помочь странам-экспортерам нефти, которыми в регионе являются только Казахстан и Россия. При этом монетарные стимулы для роста ВВП в регионе будут постепенно ослабевать, так как инфляция почти во всех странах либо сохраняется на исторических минимумах (как в России), либо демонстрирует уверенную тенденцию к снижению.

В такой ситуации актуализируется роль бюджетных расходов в стимулировании роста, однако не все страны могут полноценно использовать этот ресурс. Например, в России объем госрасходов ограничен бюджетным правилом, а Армения и Белоруссия стараются сократить государственный долг.

Ранее аналитики ЕАБР констатировали рост взаимных инвестиций между странами-участницами, также последовательно увеличиваются капиталовложения со стороны Китая, Ирана и Турции, которые чаще всего направляются в Казахстан и Россию.

Эксперты ЕАБР в обзоре фиксируют усиление глобальных рисков. Основные из них — замедление экономической активности в результате геополитической конфронтации, торговый протекционизм и более быстрое ужесточение финансовых условий в развитых странах. Последнее, вероятно, связано с ожидаемым ужесточением политики ФРС США. Глава центрального банка Индии Урджит Пател недавно рассуждал в Financial Times о негативных последствиях для развивающихся стран возможного повышения ставки американским регулятором.

Экономикам региона необходимо искать новые источники роста, что связано с усилением глобальных рисков, отмечает ЕАБР. «Проведение преобразований, направленных на повышение потенциала экономического роста, оптимальнее реализовывать в условиях относительно благоприятной внешнеторговой конъюнктуры»,— уверен главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. Как показывает опыт других стран (в частности, Турции), речь идет о проведении долгосрочных структурных реформ, а не краткосрочных стимулирующих программ. Однако пока большинство стран региона предпочитают отказываться от таких преобразований в пользу простого увеличения расходов.

Оскар МУХАМЕТОВ