Коммерсант: «Русский стандарт» ищет работу

Ухудшающаяся платежная дисциплина должников стимулирует банки к выработке новых подходов при работе с просроченными платежами. Так, «Русский стандарт» внедрил сервис помощи в поиске работы для своих заемщиков. Хотя в банке довольны первыми результатами, далеко не все участники рынка считают подход эффективным и тиражируемым.

О том, что «Русский стандарт» реализовал пилотный проект сервиса для помощи должникам в трудоустройстве, "Ъ" рассказали в банке. Схема проста: заемщик лично или по телефону обращается в банк и предупреждает о потере работы, а менеджер по персоналу банка подбирает и направляет вакансии по профилю. Сервис доступен не только должникам, которые уже допустили просрочку платежей, но и заемщикам, только потерявшим работу.

Параллельно с клиентом обсуждаются возможные варианты погашения долга, например, перенос срока платежа по кредиту на более поздний срок, рассрочка выплат, выход из просрочки за счет частичных платежей. «Мы стараемся помочь клиентам даже в случае потери работы не допускать просрочек по кредиту и не испортить свою кредитную историю»,— поясняет руководитель дирекции по работе с проблемными активами банка «Русский стандарт» Эдуард Быстрай.

Все данные тестирования сервиса в «Русском стандарте» не раскрывают, но рассказали, что за три месяца пилота заемщикам было отправлено более 15 тыс. вакансий. Трудоустроились таким образом порядка 20% участвующих в проекте. Наиболее популярными сферами занятости в рамках пилота стали продажи, рабочий персонал, строительство, проектирование, недвижимость, домашний персонал, промышленность, производство.

В банке результатами довольны и намерены и далее развивать сервис. По словам Эдуарда Быстрая, в результате нового подхода к сбору долгов в целом банку ежемесячно получается вернуть 700–900 млн руб. долгов, вышедших на просрочку.

Но другие участники рынка относятся к проекту скептически. По словам начальника отдела портфельного риск-анализа розничного бизнеса Альфа-банка Сергея Турищева, при должном стремлении человек может самостоятельно или обратившись в кадровое агентство достаточно быстро найти работу, а банку стоит предложить клиенту программы реструктуризации или кредитные каникулы. «В случае потери заемщиком работы мы можем предложить вариант реструктуризации на разумный срок, а также проявить гибкость и более лояльный подход в процессе взыскания задолженности,— рассказывает директор департамента по работе с просроченной задолженностью ОТП-банка Максим Быков.— Однако если человек только декларирует свое желание найти работу, а в реальности не предпринимает для этого ничего либо имеет завышенные ожидания относительно своей востребованности на рынке и желаемого уровня дохода, то никакие усилия, в том числе и со стороны банка, не помогут».

Впрочем, эксперты признают и положительные моменты – как минимум для имиджа банка. По словам партнера юридической компании «Юрпартнеръ», экс-главы коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александра Федорова, такие сервисы повышают социальную ответственность взыскателя и помогают наладить правильный диалог с должником. «Есть люди, которым найти новую работу без посторонней помощи проблематично, и в некоторых случаях такая помощь становится для человека ключевой в решении сложной для него ситуации,— отмечает он.— При этом когда банк или коллектор с пониманием относится к проблемам должника, это значительно повышает его лояльность и помогает быстрее и спокойнее найти выход, устраивающий обоих».

Но, уточняет эксперт, здесь важен индивидуальный подход, для успешной реализации которого необходимы значительные человеческие и временные ресурсы. «Наше агентство пыталось внедрить подобный сервис для должников, однако от этой идеи пришлось отказаться, поскольку она требовала создания отдельного кадрового отдела»,— отмечает господин Федоров. По мнению директора по управлению рисками Почта-банка Святослава Емельянова, сложно однозначно оценить, насколько сервис по поиску заемщику работы будет востребован как среди банков, так и среди заемщиков. Но если его внедрение позволит банку улучшить ситуацию, связанную с рисками и выходом клиентов в просрочку, добавляет господин Емельянов, возможно тиражирование успешного опыта на рынке.

Светлана САМУСЕВА