Коммерсант: Рынки развивают отток

Вывод средств с российского рынка ускорился: на прошедшей неделе иностранные инвесторы вывели из российских фондов более $100 млн. С начала года баланс также не в пользу российского рынка — суммарный отток превысил $300 млн. Сохраняется общее негативное отношение инвесторов к рынкам развивающихся стран, и российский рынок не является исключением. Позитивным фактором остаются высокие цены на нефть, благодаря которым котировки акций нефтегазовых компаний находятся на максимумах, поддерживая вблизи максимума и индекс Московской биржи.

По данным «Ренессанс Капитала» (ссылающегося на данные EPFR), отток средств из фондов, ориентированных на российский рынок, за неделю, закончившуюся 12 сентября, составил $103 млн. Этот результат в четыре раза превосходит оттоки предшествующей недели ($25 млн). Это максимальный отток с конца июня. С начала года баланс не в пользу российского рынка — потери фондов достигают почти $340 млн. Уход инвесторов усилился с развивающихся рынков в целом. По данным EPFR, из фондов GEM за отчетную неделю инвесторы вывели более $1,6 млрд, что в три раза превышает результат предшествующей недели ($526 млн).

Как отмечают участники рынка, в этом году вообще развивающиеся рынки дали массу поводов для беспокойства инвесторов. По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитала» Владимира Брагина, «основной причиной стали накопленные дисбалансы (большие дефициты по счету текущих операций и дефициты бюджетов), которые сильно увеличили чувствительность долговых рынков этих стран к различным рискам». Это и привело к тому, что инвесторы стали активно уходить от риска, а фиксация прибылей со временем начала принимать форму бегства от риска. «Поводами стали повышение ставок ФРС, что на фоне пережатых кредитных спредов оказалось болезненным с точки зрения полной доходности, ряд политических событий в отдельных странах, торговые войны и санкции»,— отмечает эксперт. Как поясняет начальник управления инвестиций «Райффайзен Капитала» Владимир Веденеев, «на российский рынок в настоящее время влияют два ключевых негативных фактора: общая слабая конъюнктура на развивающихся рынках и ожидания новых жестких санкций со стороны США». Слабость ЕМ в первую очередь связана с ожиданиями повышения ставок ФРС США, а также опасениями относительно глобальных торговых войн.

Единственным фактором поддержки для российского рынка выступают высокие цены на нефть. По данным агентства Reuters, в середине недели котировки североморской нефти Brent (как на спот-рынке, так и на срочном рынке) превысили уровень $80 за баррель. Стоимость российской нефти Urals вплотную подходила к этому уровню. Даже с учетом небольшой коррекции в конце недели цена российской нефти сохранилась выше $77 за баррель, а в последние две недели не опускалась ниже $75 за баррель.

Как отмечает Владимир Веденеев, очевидно, что в ситуации слабого рубля и высоких цен на нефть «все внимание инвесторов сосредоточено в нефтегазовом секторе». Индекс MICEX Oil & Gaz уверенно растет последние полтора года. И на этой неделе закрепился возле уровня 7 тыс. пунктов — исторического максимума. В результате индекс Московской биржи находится вблизи исторического максимума. В середине недели он достигал отметки 2373,61 пункта, что является третьим результатом и в этом году, и за всю историю индекса. К концу недели индекс остановился в районе отметки 2360 пунктов, что на 1,7% выше, чем неделей ранее. Валютный индекс РТС к концу недели вплотную приблизился к уровню 1100 пунктов — максимального значения с середины августа этого года.

Решение ЦБ в минувшую пятницу повысить ключевую ставку на 0,25 п. п.— до 7,5% и сохранить мораторий на выкуп валют в рамках бюджетного правила до конца года поддержало рублевые активы. Курс доллара откатился к уровню 68 руб./$, а фондовые индексы приблизились к недельным максимумам. И, по мнению господина Веденеева, в ситуации некоторого смягчения риторики в отношении санкций «есть шансы на восстановление российского рынка в ближайшее время». Однако, как считает Владимир Брагин, смягчения санкций в обозримом будущем явно не предвидится. И поэтому он предполагает сохранение оттока средств с российского рынка.

Дмитрий МИХАЙЛОВИЧ