Коммерсант: Ставка на стабильный рост

Лизинг в России остается одним из наиболее быстрорастущих сегментов финансовых услуг: за три квартала 2018 года объем нового бизнеса лизинговых компаний превысил 1 трлн рублей, достигнув объема всего 2017 года. В корпоративном сегменте лизинга в текущем году быстрее всего растет спрос на железнодорожные вагоны, в розничном — на автомобильную технику.

Согласно предварительным оценкам «Эксперт РА», по итогам девяти месяцев 2018 года рынок лизинга в России вырос почти в полтора раза и продолжает увеличиваться. За этот период было заключено сделок с имуществом стоимостью 1,01 трлн руб., прирост нового бизнеса лизинговых компаний, участвовавших в анкетировании, составил 42% в сравнении с аналогичными прошлогодними результатами. В компании отмечают, что объем рынка практически сравнялся с объемами за весь 2017 год. Размер лизингового портфеля российских компаний на 1 октября составил 4,1 трлн руб., увеличившись на 19% в сравнении с результатами аналогичного прошлогоднего периода.

В компании уточняют, что данные пока предварительные: на данном этапе обработано только 100 анкет лизинговых компаний. Однако топ-20 крупнейших игроков рынка уже известен. По итогам трех кварталов верхнюю строчку рейтинга удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, 100% акций принадлежит РФ в лице Минтранса России), объем ее нового бизнеса по стоимости имущества достиг 191,76 млрд руб., увеличившись более чем вдвое (на 111,9%) в сравнении с прошлогодним результатом. Сумма новых договоров лизинга за девять месяцев у ГТЛК превысила 401,5 млрд руб., что вдвое больше, чем у ближайшего конкурента. По итогам исследования «Эксперт РА» ГТЛК владеет крупнейшим в России лизинговым портфелем объемом 892,2 млрд руб.

Вторую строчку рейтинга уверенно удерживает дочерняя лизинговая компания Сбербанка «Сбербанк Лизинг» с объемом нового бизнеса 162,97 млрд руб. и размером лизингового портфеля 578,02 млрд руб. На третьем месте «ВТБ Лизинг», входящий в банковский холдинг ВТБ: стоимость имущества по новым сделкам за девять месяцев составила 112,63 млрд руб., портфель по состоянию на 1 октября вырос до 524,75 млрд руб. Темпы роста показателей двух этих компаний тоже весьма приличные: объем нового бизнеса у «Сбербанк Лизинга» вырос почти на 60% в сравнении с прошлогодним показателем, у «ВТБ Лизинга» рост на 67,2%.

Растут не только лидеры

Динамику развития на рынке лизинга определяют крупнейшие госкомпании из первой тройки с высокими темпами роста (в диапазоне от 60% до 112% по объему нового бизнеса), констатирует генеральный директор «RAEX-Аналитика» Дмитрий Гришанков. «Без их учета темп прироста нового бизнеса в среднем по рейтингу вдвое меньше — 20%»,— говорит он.

Впрочем, некоторые другие крупнейшие компании (совокупным объемом портфеля свыше 100 млрд руб. и выше) вполне сопоставимы по темпам роста с тройкой лидеров рынка. Например, «Газпромбанк Лизинг» и «Альфа-Лизинг», занимающие соответственно шестую и седьмую строчки рейтинга, тоже выросли кратно. Дочерняя компания Газпромбанка с лихвой удвоила стоимость имущества по новым сделкам (рост на 107%), до 45,3 млрд руб., стоимость имущества в новом бизнесе лизинговой «дочки» Альфа-банка составила 44,5 млрд руб., показав еще больший рост по отношению к прошлогодним уровням — на 126%. Подконтрольный страховой группе РЕСО «РЕСО-Лизинг» увеличил объем нового бизнеса более чем в полтора раза — на 52%, до 24,1 млрд руб., замыкая топ-10 рейтинга по версии «Эксперт РА».

Но у двух крупных компаний в нынешнем году дела идут значительно хуже. Государственный «ВЭБ-Лизинг» до сих пор не восстановился после колоссальных убытков прошлых лет, связанных с банкротством «Трансаэро» и кризисом перепроизводства на рынке грузовых вагонов. По объему нового бизнеса за девять месяцев года подконтрольный госкорпорации ВЭБ лизингодатель допустил снижение на 17% к прошлогоднему уровню. На фоне слухов о возможной продаже крупнейшим акционером — НПФ «Благосостояние» (управляет пенсионными средствами ОАО РЖД) — существенно снизила активность компания «Трансфин-М», заключив за три квартала лизинговых сделок с имуществом всего на 16,73 млрд руб., что почти на 31% меньше, чем годом ранее. В итоге по этому показателю компания не удержалась в десятке лучших, опустившись на 11-е место в рейтинге.

Лидер второго эшелона лизингового рынка (совокупной стоимостью портфеля на начало октября менее 100 млрд руб.) — частная компания «Европлан» (входит в холдинг «САФМАР — Финансовые инвестиции» Михаила Гуцериева). По объему нового бизнеса по итогам трех кварталов она вышла на четвертую позицию в рейтинге «Эксперт РА». Как сообщили в пресс-службе «Европлана», стоимость предметов лизинга, приобретенных по новым сделкам, по итогам девяти месяцев года с учетом НДС составила 60,1 млрд руб., что на 21,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примерно такой же темп роста — 20% — у другой частной компании, «Балтийского лизинга»: в течение трех кварталов компания заключила сделок с имуществом на сумму почти 31 млрд руб. и заняла восьмую строчку рейтинга «Эксперт РА».

Корпорации возвращаются на железную дорогу

Основа лизингового портфеля лидера рынка — ГТЛК — крупные корпоративные сделки с дорогостоящими транспортными средствами, многие из которых финансируются до 50% с помощью прямых вливаний из бюджета в уставный капитал лизинговой компании по программам развития отечественного транспортного машиностроения. По словам первого заместителя генерального директора ГТЛК Антона Борисевича, государство таким образом поддерживает отрасли промышленности, спрос на продукцию которых ограничен: инвестируя в капитал ГТЛК, оно реализует приоритетные для страны программы развития региональной авиации, строительства торгового и пассажирского флота, а в растущих сегментах коммерческого лизинга, например на рынке грузовых вагонов, компания работает на равных с другими участниками рынка (см. интервью на стр. 3).

По словам заместителя генерального директора «ВТБ Лизинга» Евгения Татаринова, в сегменте крупных корпоративных заказчиков наиболее заметный тренд рынка — рост поставок в лизинг грузового железнодорожного подвижного состава. «За первые девять месяцев года "ВТБ Лизинг" передал в лизинг клиентам около 10 тыс. вагонов, до конца года планируем передать еще примерно 10 тыс. единиц»,— сообщил он, добавив, что в активе компании уже есть несколько крупных контрактов с поставкой вагонов в ближайшие два года.

Самые крупные лизинговые проекты «Газпромбанк Лизинга» в 2018 году тоже приходятся на железнодорожный транспорт. По словам гендиректора компании Максима Агаджанова, средняя сумма лизингового договора в этом сегменте составляет 3,6 млрд руб. В то же время, отмечает он, предприятия добывающей отрасли, в том числе нефтегазовой, угольной промышленности и отрасли по добыче драгоценных металлов, также проявляют повышенный интерес к лизингу: портфель «Газпромбанк Лизинга» по этому направлению вырос почти в полтора раза. «Количество предметов лизинга в портфеле на 30 сентября составляет более 52 тыс. единиц, что на 50,7% больше, чем в тот же период прошлого года»,— подчеркнул Максим Агаджанов.

Розница жаждет господдержки

В «Альфа-Лизинге» считают, что основным драйвером роста рынка сегодня является розничный сегмент лизинга, который в наибольшей степени связан с предложением лизинга автомобильной техники. «Рынок корпоративного лизинга последние годы выглядит крайне странно, и связано это в первую очередь с санкциями и соответствующими ограничениями,— отмечает директор по сопровождению бизнеса "Альфа-Лизинга" Вероника Новикова.— Многие компании давно сделали ставку на розницу, у которой еще есть потенциал развития, и находится он в основном в области собственной эффективности, о которой раньше мало кто задумывался».

Заместитель гендиректора «ВТБ Лизинга» Евгений Татаринов также подтверждает высокую активность клиентов из категории малого и среднего бизнеса, для которых самой востребованной услугой остается лизинг автомобилей. Портфель компании по этому направлению по состоянию на начало октября увеличился на 7% и превысил 50 тыс. транспортных средств, только в январе—сентябре «ВТБ Лизинг» передал клиентам 20 тыс. автомобилей, причем доля легкового транспорта в общем портфеле выросла с 50% до 56%, сообщил Евгений Татаринов, подчеркнув, что такие темпы роста спроса во многом обеспечиваются господдержкой автопрома по линии Минпромторга РФ.

В «Сбербанк Лизинге» "Ъ" сообщили, что по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года сегмент лизинга легковых автомобилей вырос на 42%, коммерческого транспорта — на 68%, лизинг автомобильной спецтехники увеличился на 51%, грузовиков — на 24%. В компании также указывают на принципиальную пользу от субсидий государства по приобретение автотехники в лизинг и отмечают снижение темпов роста в тех сегментах, где субсидии временно прекратились. «Более низкие показатели сегмента грузовых автомобилей обусловлены прекращением действия программы Минпромторга РФ»,— считает и. о. генерального директора компании Вячеслав Спиров.

А, например, частная компания «Европлан» перерыв в предоставлении госсубсидий на грузовики даже попыталась обратить это себе на пользу. «Собственная программа субсидирования «Европлана», который, по сути, взял на себя продолжение субсидии на грузовой транспорт после окончания бюджета в государственной программе с апреля текущего года, стала одним из самых популярных наших спецпредложений за все время»,— заявил "Ъ" гендиректор «Европлана» Александр Михайлов, добавив, что в ноябре компания включила в эту же акцию автобусы. По его словам, наибольшей популярностью на рынке пользовались строительная техника, автобусы, среднетоннажные грузовики и легковой автотранспорт, в меньшей степени — тяжелые грузовики, тягачи и полуприцепы. «Ключевая причина роста — восстановление спроса до уровня 2013–2014 годов, так как после скачка валют и стоимости транспортных средств в 2015 году многие отложили приобретение или увеличили срок использования транспорта»,— полагает господин Михайлов.

В петербургской компании «Балтийский лизинг» тоже отмечают рост автолизинга во всех сегментах, наибольшие темпы — в сегменте малотоннажного коммерческого транспорта массой до 5,5 тонны, где динамика объемов нового бизнеса по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года составила более 30%, сообщил "Ъ" руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании Андрей Волков. Сегменты легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов растут более чем на 26% каждый, рост по крупным автобусам — 18,6%, по дорожной и строительной спецтехнике — на 14,8%, по грузовикам — на 10,4%.

Ставки не хотят расти

По словам представителей лизинговых компаний, в течение первой половины года ставки лизинга активно снижались, большинство опрошенных участников рынка признались, что пересматривали ставки несколько раз. Однако в середине лета этот процесс приостановился, а после решения ЦБ о повышении ключевой ставки на 0,25% в середине сентября, первого повышения с 2014 года, отдельные участники рынка стали отмечать даже небольшой рост лизинговых ставок.

Однако в большинстве опрошенных "Ъ" лизинговых компаний склонны считать это скорее «волатильностью», чем разворотом тренда. «Реакция на эту волатильность зависит исключительно от внутренней политики компаний»,— замечает Вероника Новикова. Причины этих тенденций «понятны рынку и к самой отрасли не имеют никакого отношения», считает она.

«Рост ставок, начавшийся осенью, в данный момент замедлился,— подтверждает краткосрочность тенденции Максим Агаджанов.— Однако нестабильная ситуация на внешнеполитическом поле и на мировых финансовых рынках, возможно, будет усиливать давление на рубль и, как следствие, на рост доходности». Но процесс обновления основных фондов на промышленных предприятиях России продолжается, «несмотря на все сложности, а лизинг является оптимальным инструментом для их преодоления», говорит гендиректор компании.

В «Сбербанк Лизинге» не наблюдают роста ставок. «Наша компания проводит регулярный мониторинг рынка, и можно отметить, что на протяжении 2018 года происходило последовательное снижение,— говорит Вячеслав Спиров.— А после повышения ключевой ставки Банка России в середине сентября мы видим, что ставки стабилизировались и снижение прекратилось».

Для «Балтийского лизинга» последнее повышение ключевой ставки ЦБ не стало поводом увеличивать стоимость лизинговых договоров. «Пока мы работаем в прежнем режиме»,— сообщил "Ъ" Андрей Волков. А Александр Михайлов и вовсе утверждает, что его компания не только не повышает, но и старается снижать стоимость услуг для клиентов с помощью спецпредложений и акций, например предлагая клиентам в подарок зимние шины и услуги шиномонтажа в течение года или бесплатную страховку автомобиля при его покупке в лизинг.

Алексей ЕКИМОВСКИЙ