Комсомольская правда: Занимательная математика Минфина

Чиновники придумывают новые поборы с предпринимателей и каждый раз удивляются, почему доходы бюджета падают.

Проект федерального бюджета на следующие три года прошел второе чтение в Госдуме. Депутаты поддержали документ. По расчетам Минфина, все выглядит гладко. Мы выкарабкиваемся из кризиса. Даже при низкой цене на нефть дефицит казны у нас будет уменьшаться. И к концу 2020-го совсем сойдет на нет. Но это на бумаге. На деле заявленных денег можно и не собрать. Вот почему.

Правительство настойчиво наступает на любимые грабли. Чиновники почему-то упорно считают, что если написать, что предприниматели должны платить больше, те с радостью это сделают. На этот раз в проект бюджета заложили новые сборы и индексацию старых. Причем налоги у нас формально не меняются — Президент запретил их повышать еще в 2014 году. Но правительство придумало «хитрый» ход: назвать любой доход бюджета не налогом, а сбором или взносом, и вот дорога к росту казенных прибылей открыта. Гениально!

А что до возмущения предпринимателей — то ничего страшного: на встречах с бизнесом можно делать poker face: "Мы же обещали, что не будем повышать налоги. А про сборы речи не было".

Так и на этот раз. Со следующего года вводится сразу несколько новых платежей: инвестиционный сбор в морских портах, утилизационный сбор на оборудование, пошлина на ввоз продуктов машиностроения. Растут акцизы на табак, алкоголь, топливо. Увеличивается плата за использование лесов и водных объектов. В общем и целом, в следующем году бизнесу предлагают заплатить на 200 млрд. рублей больше. И это помимо основных налогов (на прибыль, на добавленную стоимость и на добычу полезных ископаемых) и страховыхвзносов (на пенсии, медицину и соцстрах). Естественно, все это отразится и на нас с вами. Бизнес либо уйдет в тень, либо переложит дополнительные затраты на потребителей.

Предпринимательские сообщества уже отправили открытое письмо президенту. Мол, разберитесь — пусть правительство держит слово. В кризис как никогда нужна стабильность и предсказуемость. Но вместо этого в Минфине каждый год придумывают что-то новенькое: то «Платон» (плата за пользование дорогами большими грузовиками) введут, то кадастровую стоимость недвижимости пересчитают (что увеличило налог на имущество), то теперь неведомые утилизационные сборы (при отсутствии самой системы утилизации). Но бюджет уже принят во втором чтении. И после этого в документ уже очень сложно внести поправки, считают эксперты.

Самое печальное — власти уже делали схожую ошибку. В 2010 году (в самый разгар кризиса) правительство провело валоризацию. Тогда все пенсии в стране резко увеличили — в среднем на 40%. Даже гордились этим — мол, смотрите, во всем мире кризис бушует, а мы пенсионерам пособия увеличиваем. Гордость длилась недолго. К концу года стало понятно, что денег на выплаты в казне не хватает.

Чиновники почесали затылки и приняли, как им казалось, отличное решение — с 2011 года повысили страховые взносы с 26 до 34%. Эти деньги перечисляют работодатели. Но уже в середине 2011-го в Минфине недоуменно подсчитывали убытки. Вот ведь странная штука: процент вырос, а взносы — упали. Мистика? Нет, реальность. Бизнес массово ушел в тень.

Чиновники, конечно, отыграли назад. Еще через год сделали скидку — страховые взносы с 34% опустили до 30%. Но было поздно. Вернуть того, кто ушел в тень, сложнее. Нужна скидка помощнее. А власти снова поскупились. И урока, похоже, не извлекли.

Евгений БЕЛЯКОВ